Представительницы прекрасного пола и наука по Фридириху Шиллеру

«Поразмыслив о том, сколько истин давно уже оказывало живое действие в качестве внутренних образов прежде, чем их доказала философия, и как бесплодны бывают зачастую самые доказанные истины для воли и чувства, всякий увидит, как важно для практической жизни повиноваться этому указанию природы и снова обращать в живые образы сведения, добытые наукой. Лишь так возможно предоставить долю в сокровищах мудрости и тем, кому уже их природа не даст идти противоестественным путём науки. Здесь прекрасное действует по отношению к познанию так же, как в области морали оно действует по отношению к поступкам: оно соединяет в выводах и содержании людей, которые никогда не могли бы сойтись в форме и основаниях.

Сообразно своей природе и своему прекрасному назначению, женщина не может и не должна делить с мужчиной область науки; но при помощи деятельности изобразительной она может разделять с ним область истины. Мужчина допускает ещё, чтобы страдал его вкус, лишь бы внутреннее содержание удовлетворяло ум. Обыкновенно ему даже тем приятнее, чем резче выступает определённость и чем чище может быть отвлечена внутренняя сущность от отдельного явления.

Но женщина не прощает пренебрежения к форме даже при богатейшем содержании, и всё  внутреннее строение её существа дает ей право на такое строгое требование. Этот пол, который даже в том случае, если бы он не властвовал силой своей красоты, должен бы всё-таки называться прекрасным уже потому, что красота властвует над ним, привлекает всякое своё впечатление к суду чувства, и то, что ничего не говорит чувству или даже оскорбляет его, не существует для женщины. Конечно, таким путём может до неё дойти лишь содержание истины, но не сама истина, неразрывно связанная со своими доказательствами. Но, к счастью, чтобы достичь высшего совершенства, женщине нужно лишь содержание истины, и исключения, имевшие место до сих пор, не вызывают желания сделать их правилом.

Таким образом, желая стать по-своему на одном уровне с женщиной в этом значительном элементе существования, мужчина должен вдвойне возложить на себя обязанность, выполнение которой природа не только не предоставила, но прямо возбранила женщине. Он таким образом будет стремиться перенести, по мере своих сил, возможно больше из царства абстракции, где властвует он, в царство воображения и чувства, где женщина является одновременно образцом и  судьей.

Не имея возможности взрастить в женском уме долговечные насаждения, он будет стараться произвести на своем собственном поле как можно больше плодов и цветов, чтобы как можно чаще обновлять быстро увядающий на другом поле запас и поддерживать искусственную жатву там, где не всходит естественная. Вкус сглаживает - или скрывает - естественную духовную разницу между обоими полами; он питает и украшает женский ум произведениями мужского и даёт прелестному полу возможность прочувствовать то, что не было продумано, а наслаждаться тем, что не стоило труда».

Фридрих Шиллер, О необходимых пределах применения художественных форм / Собрание сочинений в 7-ми томах, Том 6, М., «Государственное издательство художественной литературы», 1957 г., с. 372-374.