В Средневековье шуты (дураки), шутя и кривляясь, могли доносить до короля и наиболее важных вельмож важную информацию, критику, необычные точки зрения…
Среди характеристик мифологических плутов и культурных героев, будь то художественные образы Дон Кихота или Ходжи Насреддина или же реальное описание странствующих в начале Средних веков бродячих поэтов вагантов, весьма существенной чертой является их неприкованность к тому или иному социальному слою, их подвижность, мобильность в культуре. Они не просто перемещаются в географическом пространстве своего времени, разрушая сословные перегородки, устойчивый, подчиняющийся жесткому социальному контролю распорядок жизни. Эти социальные кочевники тем и вносят неопределённость, возмущая спокойствие, что, будучи лишены социальной оседлости, они выскальзывают из-под влияния того или иного централизованного управления обществом, выпадают из рациональной картины мира в целом. Вместе с тем культурные герои или трикстеры, ориентированные на исключительные и непредсказуемые решения, помогают не пропасть социальной общности…
Асмолов А. Г., Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека, М., Смысл; Академия, 2007 г., с.113-114.
И ещё:
Что такое древнерусский дурак? Это часто человек очень умный, но делающий то, что не положено, нарушающий обычай, приличие, принятое поведение, обнажающий себя и мир от всех церемониальных форм - разоблачитель и разоблачающийся одновременно, нарушитель знаковой системы, человек, ошибочно ею пользующийся.
Лихачёв Д.С., Панченко А.М., Понырко Н.В., Смех в Древней Руси. М., Наука, 1984 г., с.15.
Дурак имеет меньшую свободу, чем нормальный, сумасшедший - большую. Его действия приобретают непредсказуемый характер, что ставит его нормального противника в ситуацию беззащитности. Это, в частности, приводило в различных культурах к использованию сумасшедшего в условиях боя. Использование безумия как эффективного боевого поведения, известное у широкого круга народов, основывается на общей психологической базе - создании ситуации, в которой противник теряет ориентацию.
Лотман Ю.М., Семиосфера, СПб, Искусство–СПб, 2001 г., с. 42.