Метод каталога в варианте Михаила Шемякина

М.М. Шемякин не создал морфологический анализ или, как иногда называют его вариант: «Метод каталога», но фактически, начиная с американского периода своего творчества, многократно их применял:

«Чрезвычайно важной для Шемякина стала выставка в Лондоне, в галерее Фишер Фаин Арт, где он представил экспозицию под названием «Трансформации» (февраль - март восьмидесятого года). Здесь художник показал, насколько безгранично пространство воображения.

Пользуясь своей «Универсальной антологией форм», он на многочисленных графических листах продемонстрировал, как можно, пользуясь каталогами, географическими картами, рекламными листками, зоологическими и ботаническими атласами, археологическими данными, фотографиями и иными далёкими от искусства изделиями печатной продукции, создавать совершенно новые формы изобразительности. Всё есть во всём. Именно так можно сформулировать творческое кредо художника, когда смотришь на эти удивительные трансформации.

Он берёт, к примеру, таблицу из каталога изделий для конного спорта под названием «Удила с резиновыми прокладками для верховой езды и езды в коляске». Вот она, эта таблица, где представлены различные варианты металлических приспособлений, с помощью которых человек управляет этим умным и благородным животным. В различных ракурсах и модификациях - с большими или меньшими кольцами для крепления упряжи, с резиной или без резины на стержне, что вставляется в рот лошади.

А теперь мы видим ту же таблицу, но преобразованную художником с помощью воображения, фантазии и умелого пера в изящное произведение графического искусства. Удила предстают здесь в виде человеческих голов в анфас и профиль, где колечки на удилах служат глазами, очками персонажей, головными уборами совершенно оригинального фасона и так далее... А вот рядом располагается подобная же табличка с надписью «Сёдла». И что же? Прикоснувшись к этому листку, художник опять же творит новую художественную реальность: к этим грубым изделиям английских шорников он пририсовывает профили, которым седла служат в качестве модных женских шляпок, шлемов, восточных головных уборов и тому подобного.

На следующем листе и сами седла не оставлены без творческого внимания: они преображены новыми дополнениями и деталями так изобретательно, что седло уже кажется лишь поводом для творческой работы воображения.

Далее идут вариации со скелетом лошади и её черепом, рождая своеобразную шемякинскую антологию на тему лошади.

А вот ботаническая, точнее, флористическая тема. Цветные репродукции ириса, розы, лилии и других цветов преобразованы несколькими линиями в профили; тут же даны оригинальные работы мастера гуашью и акварелью под названием «Ботаническая голова» на тему этих иллюстраций. И здесь чрезвычайно важно проследить не только за творческим полётом фантазии автора,  преобразующим цветы в оригинальные и неподражаемые объекты графического искусства, но и отметить вдумчивое, бережное, внимательное и очень трепетное отношение к природе, тому цветку или растению, пробудившему его фантазию и давшему толчок к такому развитию темы.

Важно тут отменить, что, внедряясь, преобразуя, обращая банальные таблицы или страницы ботанических атласов, географические карты, архитектурные планы и их детали, репродукции древних барельефов и много ещё чего, Шемякин не просто творит новую эстетическую реальность с глубоким метафизическим подтекстом, но и даёт новую методологию художественного познания. Помните, мы рассказывали в первой главе о новой серии мастера под названием «Капли», явившейся плодами наблюдений над растекающимися каплями воды в ванной комнате? Это новое возвращение к той же теме трансформаций. Я наблюдал, что, если у Михаила в руках фотоаппарат, то он постоянно делает снимки объектов или вещей, казалось бы, совершенно неинтересных художнику: кусок стены с облупившейся штукатуркой, мутноватую лужицу на асфальте, фактуру древесного ствола, щебень на обочине дороги, фрагменты кроны деревьев и многое иное. Часть этих снимков, несомненно, войдёт в его антологию форм и послужит материалом для новых работ.

Пристально всматриваться в картину мира призывали и старые мастера, вспомним того же Леонардо да Винчи. Прозрение художественного образа в куске камня или капле воды - это есть дар, богоданный, которым владеет далеко не каждый художник».

Петряков А. М., Михаил Шемякин. Зазеркалье Мастера,  М., «ОЛМА Медиа Групп», 2007 г., с.223-226.

 

Викентьев И.Л., Морфологический анализ, как способ решения бизнес-задач