Стратегия создания эвристических решений за счёт паспортизации и избегания типовых ошибок.
X
Стратегия создания эвристических решений за счёт паспортизации и избегания типовых ошибок.
X
Многие ошибки шахматистов имеют «…одну причину, и мы считаем эту причину наиболее действенной: чаще всего именно она лежит в основе самых грубых просмотров и зевков.
Рассчитывая длинный вариант, гроссмейстер, естественно, опасается не заметить чего-нибудь, упустить какую-либо возможность, могущую возникнуть в позиции через пять - шесть ходов. Увидеть тонкости, предусмотреть все издалека не так-то просто, поэтому той далёкой будущей позиции шахматист отдает всё своё внимание.
И случается так, что уже на первом ходу, так сказать, у подножия дерева расчёта, шахматист не замечает элементарного удара, простейшей угрозы. Вспомните, читатель, как часто именно эта причина являлась главной в свершенных Вами шахматных ошибках. Лично в моей практике подобная слепота, просмотр того, что лежит вблизи, «под ногами», - явление частое.
Как же предупредить эту серьёзную опасность? Много лет назад мы обсуждали эту проблему с видным советским мастером, сделавшим многое для выяснения психологических законов шахматной борьбы, Вениамином Марковичем Блюменфельдом. Он защитил диссертацию (в 1945 году – Прим. И.Л. Викентьева) на тему о психологии шахмат. Блюменфельд тоже жаловался на то, что часто не видит «под носом», и утверждал, что подобное явление в той или иной мере бывает у самых сильнейших среди сильных.
Для борьбы с этим серьёзным бичом Вениамин Маркович вывел следующее правило, которое я позволю себе назвать правилом Блюменфельда (пусть читатель не обижается за длинную его формулировку).
Закончив расчёт вариантов, пробежав все ветки дерева расчёта, Вы прежде всего должны записать предполагаемый ход на бланке. Именно прежде, чем сделать ход! Я наблюдал за многими своими коллегами и заметил, что большинство гроссмейстеров сначала записывают ход, потом делают его на доске, и лишь немногие поступают наоборот.
Писать нужно полной нотацией, каллиграфическим почерком. Посмотрите на запись ходов Ботвинника, Смыслова, Кереса - каждая буква, каждая цифра у них на бланке выведена предельно чётко. Записывая ход на бланке, Вы тем или иным способом отвлекаетесь от далёкого мира будущего Вашей партии, которому Вы только что отдали полчаса драгоценного времени, и возвращаетесь в мир настоящего, к позиции, стоящей на доске. И когда Вы, записав ход, вновь посмотрите на расположение фигур, это уже не будет взгляд фантаста, взгляд, устремлённый в будущее: Вы станете смотреть на позицию глазами присутствующего в турнирном зале бойца, человека, осязающего реальность, ясно представляющего себе заботы настоящего момента. Это был первый Ваш шаг возврата в действительность. И всё-таки даже тогда ещё не передвигайте на доске фигурку, не торопитесь. Потратьте ещё одну минуту - потом Вы об этом не пожалеете - и взгляните на позицию «глазами начинающего», так, будто Вы не гроссмейстер, не мастер, а начинающий шахматист. Мат в один ход мне не грозит? А в два? Ферзь мой не под боем, а ладьи? Не зеваю ли я пешку? Такая элементарная проверка позиции наверняка избавит Вас от просмотра на первом ходу и явится надежным подкреплением к только что законченному глубокому исследованию позиции.
Следуя этому правилу, Вы будете удачно сочетать глубину мышления с практической точностью и безошибочностью».
Котов А.А., Тайны мышления шахматиста, М., «Всероссийский шахматный клуб», 1970 г., с. 63-64.