Джером Брунер опубликовал книгу: Теория познания / Beyond the Information Given, где описал процесс выдвижения гипотез. При этом я должен сразу оговорить, что это описание касалось гипотез, выдвигаемых в рамках несложных психологических экспериментов, а не при решении сложных научных задач профессиональными учёными…
«…рассмотрим одно основное свойство гипотезы, которое мы назовём её силой. Относительно силы гипотез можно сформулировать три теоремы:
1. Чем сильнее гипотеза, тем больше вероятность её возникновения в данной ситуации.
2. Чем сильнее гипотеза, тем меньше объём соответствующей информации, необходимой для её подтверждения.
3. Чем сильнее гипотеза, тем больше объём несоответствующей или противоречащей информация, необходимой для её опровержения.
Мы видим сразу же, что существует необходимость более точного определения того, как выводится сила гипотезы и откуда мы знаем, какое количество информации нужно для её подтверждения. Я позволю себе высказать предположение, что существует пять факторов, определяющих силу гипотезы, которые можно использовать для измерения этой переменной в экспериментальной процедуре. Я кратко опишу эти факторы, а затем приведу некоторые предварительные экспериментальные данные, касающиеся их роли в процессе возникновения, подтверждения и опровержения гипотез.
Частота подтверждения в прошлом. Чем чаще гипотеза, или ожидание, подтверждалась в прошлом, тем больше её сила. Такая многократно подтвержденная гипотеза легче возникает, требует для своего подтверждения меньшего количества информации, поступающей из внешнего мира, v, напротив, больше противоречащих данных для своего опровержения, чем реже подтверждавшаяся гипотеза.
Монополия. Чем меньше число альтернативных гипотез, возникающих в данный момент у индивида относительно его окружения, тем сильнее каждая из них. Если в ситуации А человек ожидает наступления события Б, и только Б, его гипотеза может рассматриваться как монопольная. Монопольная, единственная в данной ситуации гипотеза сильнее гипотезы, выступающей как одна из двух и тем более как одна из трех возможных и т. д. Чем ближе гипотеза к монополии, тем меньше информации нужно для её подтверждения и тем менее охотно мы отказываемся от нее при наличии противоречащих раздражителен.
Познавательные факторы. Всякую гипотезу, например, что дети обычно меньше ростом, чем взрослые, можно рассматривать как включенную в некую более широкую систему гипотез и убеждений, на которые она опирается, тем больше число опорных гипотез и чем более интегрирована их система, тем сильнее данная гипотеза в смысле её возникновения, подтверждения и опровержения.
Мотивационные факторы. Гипотеза влечёт за собой различные последствия в отношения её содействия организму в удовлетворении его потребностей. Чем существеннее подтверждение гипотезы для осуществления целенаправленной деятельности, тем больше её сила. Она легче возникает, легче подтверждается, труднее опровергается. Сказанное не следует рассматривать как новое определение понятия аутизма, поскольку многие потребности, которые действуют и получают благодаря восприятию удовлетворение, не являются простым, или инфантильным, стремлением к непосредственному удовольствию.
Социальные факторы. Когда информация, способная подтвердить или опровергнуть гипотезу, минимальная, последняя может быть усилена фактом её согласия с гипотезами других наблюдателей, к которым воспринимающий субъект может обратиться».
Джером Брунер, Психология познания, М., «Прогресс», 1977 г., с. 87-89.