Создание первого музея в России - Кунсткамеры

Пётр I «…положил начало научным музеям в России и русским научным экспедициям, оставившим в нашей стране следы своей деятельности. Пётр начал собирать редкости уже давно. Уже в первое своё путешествие в Голландию в 1698 г. он купил там собрание птиц, гадов, рыб, хранившихся в нескольких стах банок. В Москве уже в 1698 г. сохранялось собрание анатомических препаратов и «уродов» […]

Собрания редкостей, являющиеся началом наших современных музеев, из которых эти последние развились медленным историческим путём начали собираться ещё в далекую эпоху Возрождения. По-видимому, и раньше в некоторых монастырях, у отдельных богатых учёных-монахов и врачей, например у Альберта фон Больдштедта в XIII в., хранились довольно значительные собрания естественнонаучных предметов или инструментов, которые позволяли им работать научно в этих областях знания. Однако все эти собрания были случайными, редкими, недолговечными. Эпоха гуманизма XV-XVI вв. выдвинула коллекции древностей, монет, медалей, художественных произведений. Среди них понемногу начали проникать в эти частные музеи и различные редкости из мира животных, растений, минералов, ископаемых. Сюда собирались диковинные кости, странные по форме ископаемые, редкие или красивые раковины, насекомые, экзотические птицы, минералы... Сперва в основе такого музея стояла красота или редкость образчика. XVII век развил это коллекционерство широко и разнообразно. Впервые в этот век, во второй его половине, выдвинулись как нечто самостоятельное собрания естественнонаучных предметов, причем их каталогизация мало-помалу стала получать научное значение. Начиналось их научное изучение. До нас дошло довольно много печатных каталогов таких собраний, и по ним можно проследить, как постепенно внедрялась научная мысль и научная цель в такие, первоначально имевшие задачей удовлетворение любопытства, чувства красоты или изящества, собрания. От любительских случайных собраний начали отходить научные коллекции.

Для развития описательного естествознания такие собрания имели огромное значение. Это понятно всякому, так как ясно, что без минералогических собраний немыслимо развитие минералогии, без гербариев - ботаники, без зоологических музеев - зоологии. В XVII в. мы не видим государственных собраний; нет почти и собраний университетских. Преобладали коллекции частных лиц, иногда придворные, связанные со вкусами правителя, и лишь в самом конце столетия начали [создаваться] и учёных обществ.

Пётр, когда путешествовал по Европе, всюду посещал такие частные музеи, которые были открыты для всех желающих, позже он купил некоторые из них и этим положил в 1714 г. начало Кунсткамере, «открытой им для публики и в которую со всех сторон собирались разные редкости» (Название учреждения происходит от немецкого слова «Kunstkammer» - кабинет редкостей – Прим. И.Л. Викентьева).

В это время петербургская Кунсткамера явилась новаторством. Она является одним из самых старинных больших естественнонаучных музеев, так как начало большинства из них должно быть отнесено к четверти столетия позже - к эпохе Линнея. Кунсткамера явилась, однако, (не только началом наших музеев - она была и научным учреждением, прототипом современных исследовательских институтов. Между 1725- 1746 гг. при ней был Анатомический театр, с ней был связан Физический кабинет. И в этом смысле она являлась совершенно своеобразным новым учреждением будущего.

Нельзя не отметить, что своим устройством она во многом отвечала тому, что пропагандировал в письмах и мемориалах к Петру и его окружающим Лейбниц. Однако было бы напрасно думать, что здесь было непосредственное влияние его идей, но очень возможно, что оно до известной степени сказалось.

Кунсткамера - совершенная новинка в народной русской жизни - глубоко проникла в народную традицию, но народная легенда взяла из неё только одну внешнюю её сторону. В действительности это было собрание имевшее задачей не пустое развлечение, - она, должна, была явиться орудием образования и научной работы. Это видно по выбору тех коллекций, которые были для него приобретаемы уже с самого начала Петром Великим.

Так, в 1717 г. Пётр приобрел за 30 000 флоринов знаменитый в то время кабинет голландского анатома и врача Ф. Рюйша. […] В купленном собрании Рюйша был не только анатомический музей - в нём было более 1500 зоологических объектов и гербарий. Они пополнили другие приобретения.

Несколько раньше, в 1716 г., было приобретено другое голландское собрание - собрание аптекаря А. Себы, имевшее главным образом значение зоологическими предметами тропиков. Собрание Себы было научно описано уже после перехода его в Петербург, в 1734 г. […]  В это время ихтиологическое собрание Себы было самым большим в Европе.
К сожалению, судьба собрания Себы была более печальна, чем собрания Рюйша; оно пострадало от пожара 1747 г., и едва ли сейчас можно его восстановить. Одновременно с коллекцией Себы в Данциге в том же 1716 г. был приобретён музей И. К. Готвальда - собрание раковин, минералов, драгоценных камней. Эти три собрания положили начало научным русским собраниям. […]

Если бы Кунсткамера не была присоединена к вновь образованной Академии наук, вероятно, она погибла бы в эпоху бездарных правителей, продолжавших дело Петра, в смуты, охватившие русскую жизнь XVIII столетия. В связи с Академией она пережила эти тяжелые годы, развивалась и росла, несмотря на неблагоприятные условия, как развивалась и росла вся русская культура».

Вернадский В.И., Создание Кунсткамеры и её положение среди современных ей музеев  / Труды по истории науки России, М., «Наука», 1988 г., с. 148-151 и 153.