Достоевский Ф.М.: Неточка Незванова [фрагменты из повести-3]

Предыдущий фрагмент »


«В  это  время  весь  Петербург  был  взволнован  чрезвычайно  новостью. Разнёсся слух о приезде знаменитого  С-ца.  Все,  что  было  музыкального  в Петербурге, зашевелилось. Певцы, артисты, поэты, художники, меломаны и  даже те, которые никогда не были меломанами и с скромною гордостью  уверяли,  что ни одной ноты  не  смыслят  в  музыке,  бросились  с  жадным  увлечением  за билетами. Зала  не  могла  вместить  и  десятой  доли  энтузиастов,  имевших возможность дать двадцать пять рублей за вход; но европейское имя С-ца,  его увенчанная лаврами старость, неувядаемая  свежесть  таланта,  слухи,  что  в последнее время он уже редко брал в руки смычок в угоду  публике,  уверение, что он уже в последний  раз  объезжает  Европу  и  потом  совсем  перестанет играть, произвели свой эффект.  Одним  словом,  впечатление  было  полное  и глубокое.

Я уже  говорила,  что  приезд  каждого  нового  скрипача,  каждой  хоть сколько-нибудь прославленной знаменитости производил на моего  отчима  самое неприятное действие. Он всегда из первых спешил услышать приезжего  артиста, чтоб поскорее узнать всю степень его искусства. Часто он бывал даже болен от похвал, которые  раздавались  кругом  его  новоприбывшему,  и  только  тогда успокаивался, когда мог отыскать недостатки  в  игре  нового  скрипача  и  с едкостью распространить  свое  мнение  всюду,  где  мог.  Бедный  помешанный человек считал во всем мире только один талант,  только  одного  артиста,  и этот  артист  был,  конечно,  он  сам.  Но  молва  о  приезде  С-ца,   гения музыкального,  произвела  на  него  какое-то  потрясающее  действие.   Нужно заметить,  что  в  последние  десять  лет  Петербург  не  слыхал  ни  одного знаменитого дарования, хотя бы даже и неравносильного с С-цом;  следственно, отец мой и не имел понятия об игре первоклассных артистов в Европе.

Мне рассказывали, что, при первых слухах о  приезде  С-ца,  отца  моего тотчас же  увидели  снова  за  кулисами  театра.  Говорили,  что  он  явился чрезвычайно  взволнованный  и  с  беспокойством  осведомлялся   о   С-це   и предстоящем концерте. Его долго уже не видали за кулисами, и  появление  его произвело даже эффект. Кто-то захотел подразнить его  и  с  вызывающим  видом сказал: «Теперь вы, батюшка, Егор Петрович, услышите не балетную  музыку,  а такую, от которой вам, уж верно, житья не будет на свете!» Говорят,  что  он побледнел, услышав  эту  насмешку,  однако  отвечал,  истерически  улыбаясь: «Посмотрим; славны бубны за горами; ведь С-ц только разве в Париже был,  так это французы про него накричали, а уже известно, что такое французы!»  и  т. д. Кругом раздался хохот; бедняк обиделся, но, сдержав себя, прибавил,  что, впрочем, он  не  говорит  ничего,  а  что  вот  увидим,  посмотрим,  что  до послезавтра недолго и что скоро все чудеса разрешатся»».

Знакомые обсуждают Ефимова: «Он женился  в  странной  надежде,  что  тысяча  рублей, которые были у его  жены,  помогут  ему  стать  на  ноги.  Он  поступил  как фантазёр, как поэт, да так он и всегда поступал в жизни. Знаете ли,  что  он говорит целые восемь лет  без  умолку?  Он  утверждает,  что  виновница  его бедствий - жена, что она мешает ему. Он сложил руки и не хочет  работать.  А отнимите у него эту жену - и он будет самое несчастное существо в мире.  Вот уже несколько лет, как он не брал в руки скрипки, - знаете ли почему? Потому что каждый раз, как он берёт в  руки  смычок,  он  сам  внутренно  принужден убедиться, что он ничто, нуль, а не артист. Теперь же, когда смычок лежит  в стороне,  у  него  есть  хотя  отдаленная  надежда,  что  это  неправда.  Он мечтатель; он думает,  что  вдруг,  каким-то  чудом,  за  один  раз,  станет знаменитейшим человеком в мире. Его девиз: aut Caesar, aut nihil, как  будто Цезарем, можно сделаться так, вдруг, в один миг. Его жажда - слава.  А  если такое чувство сделается главным и единственным двигателем артиста,  то  этот артист уж не артист,  потому  что  он  уже  потерял  главный  художественный инстинкт, то есть любовь к искусству, единственно потому, что оно искусство, а не что другое, не слава. Но С-ц, напротив: когда он берёт смычок, для него не существует ничего в мире, кроме его музыки. После смычка  первое  дело  у него деньги, а уж третье, кажется, слава. Но он  об  ней  мало  заботился... Знаете ли, что теперь занимает этого несчастного? - прибавил Б., указывая на Ефимова. - Его занимает самая глупая, самая  ничтожнейшая,  самая  жалкая  и самая смешная забота в мире, то есть: выше ли он С-ца, или С-ц выше  его,  - больше ничего, потому что он всё-таки уверен, что он первый музыкант во всём мире. Уверьте его, что он не артист, и я вам говорю, что он умрет  на  месте как поражённый громом, потому что страшно расставаться с неподвижной  идеей, которой отдал на жертву всю жизнь и которой  основание  все-таки  глубоко  и серьёзно, ибо призвание его вначале было истинное».

 

Ефимов «… умер, потому что такая смерть его была необходимостью,  естественным следствием  всей  его  жизни.  Он  должен  был  так  умереть,   когда   все, поддерживавшее его в жизни,  разом  рухнуло,  рассеялось  как  призрак,  как бесплотная, пустая мечта. Он умер,  когда  исчезла  последняя  надежда  его, когда в одно мгновение разрешилось перед ним самим и вошло в ясное  сознание все, чем обманывал он себя и поддерживал всю свою жизнь. Истина ослепила его своим нестерпимым блеском, и что было ложь, стало ложью и для него самого. В последний час свой он услышал чудного гения, который рассказал  ему  его  же самого и осудил его навсегда. С последним звуком, слетевшим со струн скрипки гениального С-ца, перед ним разрешилась вся тайна искусства, и гений,  вечно юный, могучий и истинный, раздавил его своею истинностью. Казалось, всё, что только в таинственных, неосязаемых мучениях тяготило его во всю жизнь,  всё, что до сих пор только грезилось ему  и  мучило  его  только  в  сновидениях, неощутительно, неуловимо, что хотя сказывалось ему по временам, но  от  чего он с ужасом бежал, заслонясь ложью всей своей жизни, всё, что предчувствовал он, но чего боялся  доселе,  -  всё  это  вдруг  разом  засияло  перед  ним, открылось глазам его, которые упрямо не хотели признать до сих пор  свет  за свет, тьму за тьму. Но истина была невыносима для  глаз  его,  прозревших  в первый раз во все, что было, что есть и в то, что ожидает его; она  ослепила и сожгла его  разум.  Она  ударила  в  него  вдруг  неизбежно,  как  молния. Совершилось вдруг то, что он ожидал  всю  жизнь  с  замиранием  и  трепетом. Казалось, всю жизнь секира висела над его головой, всю жизнь он ждал  каждое мгновение в невыразимых мучениях, что она ударит в него, и, наконец,  секира ударила! Удар был смертелен. Он хотел бежать от суда над  собою,  но  бежать было некуда: последняя надежда исчезла,  последняя  отговорка  пропала.  Та, которой жизнь тяготела над ним столько лет, которая не давала ему жить,  та, со смертию которой, по своему ослепленному верованию, он должен  был  вдруг, разом воскреснуть, - умерла. Наконец он был один, его не стесняло ничто:  он был наконец свободен! В последний  раз,  в  судорожном  отчаянии,  хотел  он судить  себя  сам,  осудить  неумолимо  и   строго,   как   беспристрастный, бескорыстный судья; но ослабевший смычок  его  мог  только  слабо  повторить последнюю музыкальную фразу гения... В это  мгновение  безумие,  сторожившее его уже десять лет, неизбежно поразило его».