Способность к свертыванию мыслительных операций. В процессе мышления нужен постепенный переход от одного звена в цепи рассуждений к другому. Порою из-за этого не удаётся мысленным взором охватить всю картину целиком, всё рассуждение от первого до последнего шага. Однако человек обладает способностью к свёртыванию длинной цепи рассуждений и замене их одной обобщающей операцией.
Процесс свёртывания мыслительных операций - это лишь частный случай проявления способности к замене нескольких понятий одним, к использованию всё более ёмких в информационном отношении символов.
Некоторые исследователи высказывали опасение, что лавинообразный рост научной информации приведёт в конце концов к замедлению темпов развития науки. Прежде чем начать творить, придётся очень долго овладевать необходимым минимумом знаний. Однако накопление научной информации отнюдь не привело и не приведёт к замедлению или прекращению научного прогресса. Угнаться за ним удаётся отчасти благодаря способности человеческого ума к свёртыванию. Используя всё более абстрактные понятия, человек непрерывно расширяет свой интеллектуальный диапазон.
Например, понятие об окислении возникло в химии ещё в XVIII веке и означало соединение вещества с кислородом. Столетие спустя понятие было расширено, в него стали включать не только присоединение кислорода, но и потерю веществом водорода. Наконец, в наши дни окисление определяют в общем виде как потерю элементом электрона. Ёмкость понятия за полтора века сильно увеличилась.
Другой пример. Современный взгляд на эксперимент коренным образом отличается от представления Ф. Бэкона и Дж. Локка. Основоположники эмпирического метода выступали против слепой веры в авторитет и догму. Они призывали доверять лишь чувственному опыту, полагая, что органы чувств - единственный источник достоверных знаний.
Даже великие естествоиспытатели XIX века понимали эксперимент не так, как его понимают ныне: видели в нём лишь способ расширить возможности органов чувств. Наблюдение довольствуется лишь тем, что природа сама показывает ему, а эксперимент задает вопросы и заставляет природу отвечать на них.
Наконец, в наше время утвердился взгляд на эксперимент как на критическую операцию, которая позволяет осуществлять выбор между несколькими гипотезами и тем самым определяет дальнейшее направление научной мысли.
Можно привести много примеров современных научных понятий, в которых синтезировано огромное число других понятий, фактов и наблюдений. Чрезвычайно ёмко понятие условного рефлекса, в четырёх символах формулы U = I•R сконцентрирована колоссальная информация.
Экономное символическое обозначение понятий и отношений между ними - важнейшее условие продуктивного мышления. Насколько велика роль удобной символизации материала, видно из следующего примера. Чтобы научиться арифметическому делению, в средние века требовалось закончить университет. Да ещё не всякий университет мог научить этой премудрости. Нужно было непременно ехать в Италию. Математики в этой стране добились большого искусства в делении. Если вспомнить, что в те времена пользовались римскими цифрами, то ясно станет, почему деление миллионных чисел было доступно лишь бородатым мужам, посвятившим этому занятию всю жизнь.
С введением арабских цифр всё переменилось. Точнее, дело не в самих цифрах, а в позиционной (в данном случае десятичной) системе исчисления. Теперь девятилетние школьники с помощью простейшего набора правил (алгоритма) делят и миллионные, и миллиардные числа. Объём смысловой информации остался тем же, но более совершенное символическое обозначение позволяет провести обработку быстро и экономно.
Вполне возможно, что сложнейшие разделы современной математики, доступные ныне лишь немногочисленному отряду специалистов, в XXI веке войдут в программу средней школы, если будет найдена адекватная форма организации и символизации материала. Тогда сложные понятия и соотношения будут записаны в виде простых и доступных формул, подобно тому, как уравнения Максвелла умещаются в две короткие строчки, если их записать в векторной форме.
Чёткое и сжатое символическое обозначение не только облегчает усвоение материала учащимися. Экономная запись уже известных фактов, лаконичная форма изложения разработанной теории - необходимая предпосылка дальнейшего продвижения вперед, один из существенных этапов прогресса науки. Ввести новый элегантный способ символизации, изящно изложить известный метод такая работа тоже носит творческий характер и требует нестандартности мышления.
Лук А.Н., Психология творчества, М., Наука, 1978 г., с. 8-10.