Закономерности и эффекты качественного (!) обучения дошкольников, школьников…
Творческое развитие детейТворческое развитие детей
Эффекты усиления творческой деятельностиЭффекты, которые ведут к усилению творческой деятельности!
X
Закономерности и эффекты качественного (!) обучения дошкольников, школьников…
Творческое развитие детейТворческое развитие детей
Эффекты усиления творческой деятельностиЭффекты, которые ведут к усилению творческой деятельности!
X
Роберт Зайонц с соавторами опубликовал статью: Zajonc R., Marcus H., Marcus G., The birth under puzzle / Journal of Personality and Social Psychology, 1979, Volume 37, р. 1325-1341, где, на осове экспериментальных данных показал, что дети из многодетных семей показывают более низкие результаты почти по всем интеллектуальным тестам, по сравнению с детьми из семей, где было 1-2 ребёнка.
Роберт Зайонц «… полагает, что каждый член семьи (и дети, и родители) имеет определенный уровень интеллекта. Каждый член семьи вносит свой вклад в «интеллектуальный климат» семьи пропорционально своему интеллектуальному уровню, а семья в свою очередь влияет на него. Самый высокий уровень интеллекта следует ожидать в малых семьях с большой разницей лет рождения между детьми. Появление брата или сестры для ребенка 4 лет значимей, чем для ребенка 11 -12 лет, потому что к 12 годам он уже достигает 70-80% интеллектуального развития и может быть условно причислен к категории взрослых.
В соответствии с моделью Зайонца влияние на интеллект детей от рождения очередного ребенка будет отрицательным, если им не исполнилось 3 лет, положительным для детей от 4 до 9 лет, отсутствует эффект для детей от 9 до 12 лет, а затем возрастает отрицательный эффект. […]
В августе 1986 г. Зайонц опубликовал обобщающую статью, где проанализировал результаты 27 исследований влияния конфигурации семьи на уровень интеллекта детей. Исследования проводились в США, Бельгии, Нидерландах, Англии, Франции и других странах с помощью разных тестов интеллекта. В каждом из них участвовало от 1 тысячи до 1 миллиона испытуемых. Был различен и возраст детей - от 5 до 18 лет. Практически все работы свидетельствуют о снижении интеллекта детей с увеличением их числа в семье. Эффект последовательности рождения был обнаружен лишь в 14 работах, проведенных в Нидерландах, США, Англии, Израиле и Франции: там, где возраст детей-испытуемых не превышал 12 лет, эффект почти отсутствует, но в более старших группах (от 14 лет) тестовые результаты у детей, родившихся последними, снижены значительней. Дети из многодетных семей отстают в школьной успеваемости, у них хуже развиты навыки чтения, они делают больше ошибок в вычислениях, хуже решают творческие задачи.
Выявлено, что при маленьких интервалах между рождением детей в наиболее неблагоприятных условиях развития оказывается средний ребенок. Он отстаёт и в речевом развитии, и в интеллектуальном. Дело в том, что в многодетной семье интенсивность общения с появлением каждого нового ребенка переключается на него. Первенец получил свою долю общения в младенчестве. Среднему родительского внимания не достается вообще. Поскольку у него в 2-3 года должна формироваться активная речь, дефицит общения со временем сказывается на ее развитии. Старшие дети, которым 3-5 лет, речью владеют еще недостаточно хорошо, а младшие еще не говорят, а лепечут.
В России самое объёмное исследование влияния конфигурации семьи на развитие детей предпринял коллектив психологов под руководством
И.В. Равич-Щербо.
В пяти городах России (Москве, Перми, Ульяновске, Ижевске и Нальчике) были проанализированы учебные оценки учащихся вторых (7310 человек) и восьмых (5054 человека) классов средней школы. Авторы получили распределение оценок по основным школьным предметам в зависимости от особенностей конфигурации семьи. Результаты наших отечественных коллег почти полностью совпадают с выводами зарубежных авторов. Чем меньше размер семьи, тем больше вероятность, что дети будут учиться на четвёрки и пятёрки. И соответственно троечники и двоечники встречаются чаще в многодетных семьях. Подтвердилась и связь порядкового номера рождения ребёнка с успеваемостью: дети, родившиеся первыми, имеют преимущество - они лучше успевают практически по всем предметам. Не выявилось только преимущество первенцев над детьми, рожденными вторыми; закономерность проявляется лишь на третьих-четвёртых детях».
Когнитивная психология / Под. ред. В.Н. Дружинина, Д.В. Ушакова, М., «Пер’сэ», 2002 г., с. 432-433.