Творческая продуктивность в зависимости от возраста по Харви Леману

Американский исследователь Харви Леман / Harvey Lehman опубликовал книгу: Возраст и достижения / Age and Achievement, где проанализировал сотни биографий политиков, писателей, поэтов, художников, математиков, химиков и т.п.

«Динамика достижений представителей точных и естественных наук такова:

1) подъём от 20 до 30 лет; 
2) пик продуктивности в 30-35 лет; 
3) спад к 45 годам (50% от первоначальной продуктивности); 
4) к 60 годам утрата творческих способностей.

Качественное снижение продуктивности предшествует количественному спаду. И чем более ценен вклад творческой личности, тем выше вероятность, что творческий пик пришёлся на молодой возраст.

Выводы Лемана о значимости вклада личности в культуру базировались на подсчёте числа строк посвящённых им в энциклопедиях и словарях».

Дружинин В.Н., Психология общих способностей, СПб, «Питер», 2007 г., с. 183.


«Харви Леман неоднократно подчёркивал, что его исследования отражают возрастные изменения не способности к творчеству, а только внешнего её проявления - продуктивности. Он писал, что «если будут получены индивидуальные кривые, отражающие способности к творчеству, такие кривые будут иметь значительно более медленный подъём и значительно более медленный спад»

Бодалев А. А., Рудкевич Л. А., Как становятся великими или выдающимися?, М., Изд-во Института Психотерапии, 2003 г., с.196.


Харви Леман приводит немало примеров высокой сохранности возможностей выдающихся лиц в позднем возрасте: Дж. Беллини, Броун-Секар, Бюффон, Франклин, Галилей, Гарди, Гарвей, Гершель, Гюго, Лаплас, Мантенья, Майербер, Т. Мур, Россини, Спенсер, Теннисом, Лопе де Вега, Верди, Вундт.  «Тем не менее, сам Х. Леман и его единомышленники рассматривали эти случаи как исключение из общей закономерности. […]

Самым серьёзным недостатком метода Х. Лемана, по нашему мнению, является его чрезвычайная абстрактность. Увлекаясь выявлением общестатистических закономерностей, Х. Леман практически полностью абстрагируется от индивидуальных вариаций творческой эволюции, которые безусловно представляют не меньший интерес. Леман совершенно отказывается учитывать причины, способствующие подъёму или спаду активности, исследовать биографии, среду, в которой происходит формирование творческой личности, ограничиваясь лишь подсчетом числа упоминаний данного имени или достижения в литературе. В науке и искусстве не всегда можно подсчитать число сделанных вкладов, деятельность людей во многих случаях бывает монолитной (особенно у писателей, учёных-теоретиков) и только детальное изучение биографии позволяет выявить периоды подъема или спада. Спад творческой продуктивности может быть  связан как с психологической перестройкой личности, снижением способностей и т.п., так и с причинами непсихологического характера (тяжёлое заболевание, неблагоприятные социальные условия и т. д.). Изучение биографий может помочь нам вскрыть причины подъёма или упадка, отказаться от чисто феноменологического подхода к проблеме».

Бодалев А.А., Рудкевич Л.А., Как становятся великими или выдающимися?, М., Изд-во Института Психотерапии, 2003 г., с.192-194.

 

Пять фаз жизненного пути человека по Шарлотте Бюлер

Классификация творцов по М.М. Зощенко