В своей незаконченной книге «Перспективы развития…», Я.А. Пономарёв выделял следующие ступени (фазы, стадии, этапы и т. п.) решения неочевидной задачи:
1. Ознакомление с задачей.
2. Предварительная оценка задачи.
3. Попытка решения по первому впечатлению (атмосфере).
4. Образование опорных пунктов (объектов, способных вступать в какие-либо отношения).
5. Манипуляция опорными пунктами; конструирование отношений; осознание способов действий.
6. Образование первичных гипотез.
7. Возникновение первичных догадок.
8. Постановка проблемы; образование основной гипотезы. 9. Возникновение основной догадки.
10. Проверка найденной догадки.
11. Заключительная оценка задачи».
При этом «…степень трудности задачи, рассматриваемая с точки зрения характера её формы, определяется следующими причинами.
1. Соотношением количества отношений, образующих условия задачи, к количеству указанных в условиях задачи объектов, образующих эти отношения. Чем больше дано отношений и меньше - образующих их объектов, тем задача труднее.
2. Степенью соответствия объектов и отношений, образующих условия задачи, тому реальному ходу событий, логике вещей, которые составляют сюжет задачи, её контекст».
Пономарёв Я.А., Перспективы развития психологии творчества, в Сб.: Психология творчества: школа Я.А. Пономарёва, М., «Институт психологии РАН», 2006 г., с. 159 и 160.
Этапы интуитивного процесса по Грэхему Уолласу
Уровни сложности творческих решений по Г.С. Альтшуллеру