«Чувственное созерцание у большинства людей служит единственной мерой их рассудка, правилом их суждений, твёрдой точкой опоры при оценке вещей. Как только они касаются духовной области, они попадают на гладкий лёд, где ломают себе шею и ноги. Поэтому они считают причиной то, что в лучшем случае является лишь весьма подчинённым следствием, за которым нужно проследить ещё длинный ряд посредствующих звеньев, пока не дойдешь до причины, которая вследствие своей отдалённости может быть замечена лишь вооруженным глазом, т. е. мыслящим оком.
Хотя они часто заявляют притязание на научное образование, всё же в области литературы, где они вместо с чувственным созерцанием теряют как бы свою гувернантку и, следовательно, манеру держаться, с ними происходит то же, что и с заурядным человеком, попадающим в картинную галерею. Он проходит равнодушно мимо самых возвышенных созданий фантазии и исторических полотен: они его не трогают; но, когда он видит картину, изображающую плоды с аппетитными зайцами и куропатками, или корову, похожую на ту, что стоит в его собственном стойле, как одно яйцо на другое, или тем более своего родственника, являющегося депутатом ландтага, тогда совсем другое дело: на такую картину он не может наглядеться, сердце его готово выпрыгнуть из груди от превеликой радости, после этого собственная еда кажется ему ещё в десять раз вкуснее; а когда он возвращается домой к жене и детям, то без конца рассказывает им о великом влиянии, которое оказывают изящные искусства на жизнь.
Такие люди придают значение лишь сочинениям, в которых только и пишут что о новых настойках против зубной боли, о свежих или копченых селёдках и тому подобных практических вещах; их они поэтому обозначают в высшей степени характерным названием справочных листков.
Писателя, который не поставляет материала для подобного рода справочных листков, они считают в лучшем случае, и то когда они мягко судят о нём, праздным флейтистом, как называл себя из скромности Малерб. И чем уже сфера их практики, тем, естественно, меньше становится количество предметов и книг, реальность и значение которых для жизни они в состоянии признать. Поэтому только такой практик, как Наполеон, мог сказать: «Трагедия воспламеняет душу, поднимает настроение, может и должна творить героев. В этом отношении Франция, вероятна, обязана Корнелю частью своих блестящих подвигов».
Людвиг Фейербах, Писатель и человек. Собрание юмористически-философских афоризмов / Собрание произведений в 3-х томах, Том 1, М., «Мысль», 1974 г., с. 427-428.