«Перестановка, посредством которой новые рынки и новые массы побудили искусство отказаться от идеи уникального «я», может показаться конечным пунктом длительного процесса эволюционного развития искусства и технологии.
Однако отказ этот стал практически неизбежным уже тогда, когда в процессе создания художественного произведения символисты начали идти в обратном направлении, двигаться от следствия к причине.
Именно здесь, в этом критическом пункте, и произошла новая перестановка. Процесс художественного творчества сумел приблизиться к строгой, безлично-рациональной логике процесса промышленного производства лишь тогда, когда в период от По до Валери символизм перешёл от принципа сборочного конвейера к использованию «потока сознания», (термин «поток сознания» ввёл психолог Уильям Джеймс в 1890 году – Прим. И.Л. Викентьева), являвшего собой новый способ изображения.
Поток сознания - суть открытое «поле » восприятия, в котором перевёрнуты все аспекты изобретенной девятнадцатым столетием сборочной линии или «техники изобретения».
Маршалл Маклюэн, Галактика Гутенберга: становление человека печатающего, М., «Мир», 2005 г., с. 474-475.