Раскрытие в детстве творческой индивидуальности Пьера Кюри

Детство Пьера Кюри целиком прошло в семье - он никогда не посещал  начальной школы.

«Когда Пьеру Кюри было около 14 лет, счастливое обстоятельство помогло его образованию. Он попал к прекрасному преподавателю А. Базилю (A. Bazille), который обучил его элементарной и высшей математике. Этот учитель оценил своего юного ученика, привязался к нему и заставил его работать весьма прилежно. Он даже помог ему продвинуться в изучении латыни, сильно отстававшем до тех пор. В то же время Пьер Кюри подружился и с сыном своего учителя, Альбером Базилем (Albert Bazille).

Несомненно, такое обучение оказало большое влияние на ум Пьера Кюри; оно помогло ему развиться, углубить свои склонности и осознать, что он способен сделать для науки. Пьер Кюри обладал замечательными способностями к математике; они проявлялись прежде всего в склонности к геометрическому мышлению, в большой силе пространственного воображения. Он вскоре сделал замечательные успехи и увлекся этими занятиями, получая от них много радости. К своему учителю он сохранил неизменную признательность. Пьер Кюри рассказал мне одну подробность, которая показывает, что уже тогда он не ограничивался только обязательной программой, но и старался выйти за рамки для самостоятельных исследований: живо увлечённый теорией детерминантов, с которой только что познакомился, он попытался создать такую же систему, но для трёхмерного пространства, и занялся раскрытием свойств и применений своих «кубических детерминантов». Нечего и говорить, что в том возрасте и с теми знаниями, какие у него тогда были, эта попытка оказалась непосильной для него; тем не менее, она показывает, что у него уже пробудились творческие способности.

Много лет спустя, всецело поглощенный размышлениями о симметрии, Пьер Кюри поставил перед собой такой вопрос: «Нельзя ли найти общий метод для решения какого-либо уравнения? Всё это проблема симметрии». Он тогда ещё не был знаком с теорией групп Галуа, позволяющей подойти к решению этой задачи, но впоследствии он был счастлив, познакомившись с её выводами, а также с приложениями геометрии к случаю уравнений пятого порядка.

Благодаря своим успехам в математике и физике, Пьер Кюри стал бакалавром наук в возрасте шестнадцати лет. С этого времени самый трудный для него этап был уже позади: теперь ему предстояло думать лишь о том, чтобы самостоятельным и независимым трудом приобретать знания в свободно избранной области науки».

Мария Кюри, Пьер Кюри, М., «Наука», 1968 г., с.11-12.

 


Формирование профессиональных навыков Наставником