Секреты древнеегипетских жрецов по версии Пьера Пиоба

Пьер Пиоб – по его уверениям – воспроизводил чудеса древнеегипетских жрецов.

«Зал театра, где производились опыты, был декорирован под египетский храм. Учёный и его лаборанты облачились в одежды жрецов. Пиоб рассказал, что слово «химия» произошло от египетского слова «хеми», что означает «чёрная земля», - так называли Египет. Там жрецы производили реакции с окисями и солями железа, меди, свинца, получали золотоподобные сплавы и поддельные имитации серебра и драгоценных камней. Название «хлористый аммоний» (нашатырь) дано по имени оазиса Амона, где он впервые был обнаружен. Слова «фармакопея», «натр», «стрибиум» (сурьма), «мумия» - египетского происхождения. Так, «мум» - название смолы, которой заполняли места внутренностей, вынутых из трупа. После лекции Пиоб показал «чудеса» жрецов, о которых так много написано в книгах шарлатанов. Они утверждали, что будто бы в день новолуния жители Нильской дельты приносили в жертву богу Амону девушек. Их разрезали заживо, но жертвы не издавали при этом ни малейшего звука. Пиоб произвёл такой опыт с овцой и добился того же эффекта. На глазах у всех овцу заживо разрезали на куски, но она не подала при этом никаких признаков страдания.

В чём же дело? Оказывается, перед началом операции овце дали сахар, пропитанный ядом кураре (изоциановой кислотой), который вызывает паралич нервов. Зная свойства этого яда,  жрецы с успехом могли устраивать «безболезненные» убийства. Жертва, обреченная на смерть во славу бога Амона, без крика и стона с блаженной улыбкой принимала смерть.

Около Асуана в Египте имеются залежи извести и множество сернистых ключей. Соединение извести и серы даёт так называемый многосернистый кальций. Если им пропитать какой-либо предмет и выставить его на солнце, этот предмет воспримет солнечные лучи и потом в темноте в течение нескольких часов будет светиться. На таких явлениях люминесценции - свечения - были основаны многие чудеса жрецов. Этим объясняется, что в дни праздничных богослужений на светящейся стене храма появлялась огромная тень бога. Пиоб показал и это чудо. На стене начали мелькать разноцветные огоньки. Вдруг на уровне пола вспыхнул синий огонь. Густой белый дым заволок театральный зал, потом воцарилась тьма, но скоро стена стала излучать зеленоватый мерцающий свет и на ней отчётливо выделялась черная человеческая тень. Это и была «великая тень» бога.

Происхождение этого «чуда» объясняется просто. Стена была покрыта смесью сернистой сурьмы, азотнокислых солей и особым составом, изготовленным Пиобом. Под действием этого состава сернистая сурьма вспыхивала красноватым цветом, азотнокислый барий давал зелёные вспышки. Синеватый огонь и дым возникали оттого, что около стены предварительно был рассыпан самовоспламеняющийся порошок. Зажигался бенгальский огонь, и при его свете стена, покрытая смесью, начинала светиться. Участок, не покрытый смесью, оставался тёмным - это и была тень бога.

Другим «чудом» был «хоровод духов». Этот фокус основан на знании свойства бактерий, которыми кишела всегда сыроватая долина Нила. В пространстве, лишенном воздуха, эти  бактерии невидимы, но как только попадают в среду, насыщенную кислородом, они начинают светиться. Загримированные  египтянки-танцовщицы  плавно кружились в хороводе. Туники их были покрыты раствором, насыщенным светящимися бактериями, и одежда их загадочно мерцала. Но когда в танце они подходили к определённому месту эстрады, свечение одежды прекращалось и танцовщиц поглощала тьма, они исчезали без следа. В том месте, где танцовщицы становились невидимыми, из особого сосуда, помещенного под эстрадой, выделялся углекислый газ, который и убивал бактерии.

Пиоб рассказал и о других чудесах, происходивших в древнеегипетских храмах. Там изображения богов кивали головами, поднимали руки и открывали глаза. Перед молящимися пели искусственные птицы и шипели медные змеи. Это достигалось механизмами, которые заставляли изображения священных птиц и змей, стоящие в алтарях, двигаться, свистеть и шипеть. Перед входами в храмы иногда стояли автоматы, из которых на руки опускающих монету лилась священная вода. Такие автоматы, относящиеся к началу III века до нашей эры, были найдены на острове Фери. В храмах сооружались алтари с автоматами, снабжавшими верующих опьяняющими напитками. Греческий механик Герон Александрийский, живший во II веке нашей эры, знал хитроумное устройство алтарей. Он рассказал об этом в своих записках.

Перед началом жертвоприношения жрецы собирались вокруг алтаря и разводили огонь, после чего вскоре из пустого кувшина на алтаре начинало литься вино. Пьедестал алтаря представлял собой очаг, в котором находилась пустая чаша, а под ней скрывался сосуд с вином. Из сосуда вела тонкая трубка, заканчивающаяся в кувшине. Кувшин был пуст, как и чаща. Когда воздух в алтаре нагревался и расширялся, он вытеснял вино, которое по трубке поднималось вверх. Чем сильнее был огонь, тем более сильная струя вина лилась из кувшина. Герон вспоминает, что сам изготовил для жрецов аппараты, с помощью которых статуи богов проливали слезы. В числе других Героном был записан и следующий фокус: во время богослужения храмовые двери открывались сами в тот момент, когда в алтаре разгорался огонь. Жрецы объясняли это вмешательством богов. Но причина была совсем иная. Под алтарем находилась воздушная камера, от которой через пол по направлению к сферическому сосуду, содержащему воду, шла труба. Когда нагретый жертвенным огнём воздух расширялся внутри камеры и начинал с силой давить на поверхность воды в сферическом сосуде, вода переливалась из сосуда в ведро, подвешенное к системе блоков;  наполнившееся ведро и открывало двери.

Жрецы умели пользоваться проекцией изображений. Наиболее известным было чудесное видение в храмах Александрии. Оно сначала появлялось в виде небольшого светлого пятна на стене близ алтаря. Затем постепенно это пятно увеличивалось, делалось более ярким и вскоре преображалось в лик божества. Это видение искусно воспроизводилось посредством ярко освещённого живописного или скульптурного изображения, поставленного перед вогнутым зеркалом. Спрятанное близ алтаря изображение проецировалось на стену храма как бы волшебным фонарём.

Ещё более потрясало зрителей видение, при котором изображение богов проецировалось на облаке дыма. Колеблющаяся пелена дыма была тем подвижным экраном, который создавал иллюзию живого трепета лица и фигур, Люди принимали эти видения за настоящих духов, вызванных заклинаниями жрецов. Для подобных проекций употреблялись не только живописные изображения и зеркала, но и живые лица. В качестве богов выступали соответствующим образом одетые люди».

Шахнович М.И., Тайны Прометея, Л., «Детская литература», 1988 г., с. 102-104.

 

 Наши правила обсуждения видео на YouTube