Построение научных моделей
Канон разницыПриём «единственной разницы» Джона Милля при решении научных задач
X
Построение научных моделей
Канон разницыПриём «единственной разницы» Джона Милля при решении научных задач
X
Рудольф Карнап написал книгу: Философские основания физик / Philosophical Foundations of Physics, где дал классификацию научных понятий:
«Понятия науки, так же как и повседневной жизни, условно могут быть разделены на три основные группы: классификационные, сравнительные и количественные.
Под «классификационным понятием» я имею в виду то понятие, которое соотносит предмет с определённым классом.
Все понятия таксономии в ботанике и зоологии - различные виды, семейства, роды и т.п. - являются классификационными понятиями. Они значительно различаются по количеству информации, которую дают нам о предмете. [...] Помещая предмет в более узкий класс, мы увеличиваем информацию о нём, хотя эта информация остаётся довольно умеренной. Утверждение, что объект есть живой организм, говорит о нем значительно больше, чем утверждение, что он тёплый. Утверждение «это - животное» говорит немного больше, а «это - позвоночное» - ещё больше. [...]
Более эффективными для выражения информации являются «сравнительные понятия». Они занимают промежуточное положение между классификационными и количественными понятиями. Я считаю желательным обратить на них внимание, потому что даже среди учёных значение и эффективность таких понятий часто недооцениваются.
Учёный часто говорит: «Было бы желательно, конечно, ввести количественные понятия - понятия, которые могут быть измерены по соответствующей шкале в моей области. К несчастью, это ещё не может быть сделано, поскольку область исследования находится в младенческом состоянии. Мы ещё не разработали технику измерения и поэтому должны ограничиться неколичественным, качественным языком. Возможно, что в будущем, когда область исследований более разовьётся, мы будем в состоянии разработать количественный язык».
Учёный может быть совершенно прав, делая такое утверждение, но он допустит ошибку, если заключит отсюда, что поскольку он должен говорить в качественных терминах, он обязан ограничить свой язык классификационными понятиями. Часто случается, что, прежде чем в область науки могут быть введены количественные понятия, им предшествуют сравнительные понятия, которые являются значительно более эффективным инструментом для описания, предсказания и объяснения, чем более грубые классификационные понятия. [...]
Мы никогда не должны недооценивать полезности сравнительных понятий, особенно в тех областях, где научный метод и количественные понятия до сих пор ещё не разработаны. Психология всё больше и больше использует количественные понятия, но всё же имеются ещё такие обширные её области, в которых могут быть применены только сравнительные понятия. В антропологии почти не имеется количественных понятий. Она в основном оперирует классификационными понятиями и поэтому гораздо больше нуждается в эмпирическом критерии, чтобы развить сравнительные понятия. В таких областях важно разработать такие понятия, которые являются значительно более сильными, чем классификационные, даже если ещё невозможно производить в них количественных измерений».
Рудольф Карнап, Философские основания физики. Введение в философию науки, М., 1971 г., с. 97-98 и 99.