Сравнительные понятия по Рудольфу Карнапу

Рудольф Карнап написал книгу: Философские основания физик / Philosophical Foundations of Physics, где дал классификацию научных понятий:


«Понятия науки, так же как и повседневной жизни, условно могут быть разделены  на три основные группы: классификационные, сравнительные и количественные.

Под «классификационным понятием» я имею в виду то понятие, которое соотносит  предмет с определённым классом.

Все понятия таксономии в ботанике и зоологии - различные виды, семейства, роды и т.п. - являются классификационными понятиями. Они значительно различаются по количеству информации, которую дают нам о предмете. [...] Помещая предмет в более узкий класс, мы увеличиваем информацию о нём, хотя эта информация остаётся довольно умеренной. Утверждение, что объект есть живой организм, говорит о нем значительно больше, чем утверждение, что он тёплый. Утверждение «это - животное» говорит немного больше, а «это - позвоночное» - ещё больше. [...]

Более эффективными для выражения информации являются «сравнительные  понятия». Они занимают промежуточное положение между классификационными и  количественными понятиями. Я считаю желательным обратить на них внимание,  потому что даже среди учёных значение и эффективность таких понятий часто  недооцениваются.

Учёный часто говорит: «Было бы желательно, конечно, ввести  количественные понятия - понятия, которые могут быть измерены по соответствующей шкале в моей области. К несчастью, это ещё не может быть сделано, поскольку область исследования находится в младенческом состоянии. Мы ещё не разработали технику измерения и поэтому должны ограничиться неколичественным, качественным языком. Возможно, что в будущем, когда  область исследований более разовьётся, мы будем в состоянии разработать  количественный язык».

Учёный может быть совершенно прав, делая такое  утверждение, но он допустит ошибку, если заключит отсюда, что поскольку он  должен говорить в качественных терминах, он обязан ограничить свой язык  классификационными понятиями. Часто случается, что, прежде чем в область  науки могут быть введены количественные понятия, им предшествуют  сравнительные понятия, которые являются значительно более эффективным  инструментом для описания, предсказания и объяснения, чем более грубые  классификационные понятия. [...]

Мы никогда не должны недооценивать полезности сравнительных понятий,  особенно в тех областях, где научный метод и количественные понятия до сих  пор ещё не разработаны. Психология всё больше и больше использует  количественные понятия, но всё же имеются ещё такие обширные её области, в  которых могут быть применены только сравнительные понятия. В антропологии  почти не имеется количественных понятий. Она в основном оперирует  классификационными понятиями и поэтому гораздо больше нуждается в  эмпирическом критерии, чтобы развить сравнительные понятия. В таких областях  важно разработать такие понятия, которые являются значительно более  сильными, чем классификационные, даже если ещё невозможно производить в них  количественных измерений». 

Рудольф Карнап, Философские основания физики. Введение в философию науки,  М., 1971 г., с. 97-98 и 99.