Одно из 6-ти качеств творческой личности высокого уровня
Эффекты усиления творческой деятельностиЭффекты, которые ведут к усилению творческой деятельности!
X
Одно из 6-ти качеств творческой личности высокого уровня
Эффекты усиления творческой деятельностиЭффекты, которые ведут к усилению творческой деятельности!
X
Эрнст Мах на примерах проиллюстрировал, что для профессионального (!) учёного достаточно минимума информации, чтобы повторить достижение Коллег:
«Поясним это одним исторически важным и замечательным примером. Галилей получает в Венеции известие о том, что в Голландии изобретён оптический инструмент, в котором отдалённые предметы видны ближе, яснее и в больших размерах. В первую же ночь по возвращении в Падую ему удается построить из свинцовой органной трубы и двух чечевиц зрительную трубу, о чём он сейчас же и извещает своих друзей в Венеции, с которыми он накануне беседовал на эту тему. Шесть дней спустя он может уже в Венеции демонстрировать гораздо более совершенный инструмент. Галилей признаёт, что без известия из Голландии такая конструкция никогда не пришла бы ему в голову, но оспаривает утверждение, защищаемое одним из его противников (Sarsi), будто заслуга его в данном случае весьма суживается хотя бы тем, что он знал только о существовании такого изобретения.
Пусть попытаются, говорил он, изобрести летающего голубя Архита или зажигательное зеркало Архимеда и т.д. Апеллируя к общественному мнению, Галилей сообщает ход рассуждений, который привёл его к изобретению инструмента. Инструмент мог иметь одно стекло или несколько. Плоское стекло не изменяет изображений, вогнутое - уменьшает, а выпуклое, правда, увеличивает их, но дает неясные изображения. Одного стекла, очевидно, недостаточно. Перейдя к двум стеклам, оставив плоское стекло в стороне и попробовав комбинацию из двух других, он добился полного успеха […]
«Первое известие об изобретении Эдисоном фонографа я получил на улице от одного своего коллеги, знаменитого естествоиспытателя, выразившего сомнение в достоверности известия. - Почему же это маловероятно? спросил я. Представьте себе вращающийся органный валик, который формируется звуком и при повторном вращении возвращающий нам этот звук. - Не успел я ещё вернуться домой, как был почти уверен, что фонограф представляет собою лишь небольшое видоизменение фоноавтографа Кенига, в котором записывающее движение в цилиндрической плоскости валика заменено движением, перпендикулярным к этой плоскости. Догадаться об этом мне было нетрудно, так как я занимался акустикой и в особенности фоноавтографом и часто демонстрировал звуки, похожие на членораздельные, которые слышатся, когда водят с переменной скоростью ногтем по шероховатому переплёту книги. Самым трудным делом я считал выбор материала, из которого должен быть построен валик, так как он должен быть достаточно мягким, чтобы он мог воспринимать впечатления, и в то же время достаточно твёрдым и упругим, чтоб он мог их возвращать. Сделать правильный выбор этого без особого специального опыта невозможно».
Эрнст Мах, Познание и заблуждение. Очерки по психологии исследования, М., «Бином», 2003 г., с. 254-255 и 257.