Эрнст Мах публикует книгу: Анализ ощущений и отношение физического к психическому / Die Analyse der Empfindungen und das Verhältnis des Physischen zum Psychischen, где предложил научную модель, которую в литературе обычно называют «комплекс ощущений».
Эрнст Мах отверг традиционные для европейской философии и естествознания противопоставления: тело - душа, внешняя реальность - внутренний мир индивидуума и предложил делать научные описания с помощью единого механизма – комплекса ощущений. Или: не тела производят ощущения, а комплексы ощущений, отличающиеся относительным постоянством, получают особые названия и обозначаются как тела.
В более поздней работе он писал: «… нет изолированных чувств, желаний, мышления. Ощущение, являющееся одновременно процессом физическим и психическим, составляет основу и всей нашей психической жизни. Ощущения бывают также всегда более или менее активны, вызывая у низших животных непосредственно, а у высших - окольным путём, через кору большого мозга, самые разнообразные реакции тела […]
… возьмём, например, апельсин, кубик поваренной соли, платину и воздух. Первое из этих тел реагирует без всяких искусственных средств на все наши чувства, второе не реагирует на чувство обоняния, и третье - ни на обоняние, ни на вкус. Воздуха мы даже и не видим; мы чувствуем, самое большее, его теплоту или холод, и при сильном движении он раздражает ещё наше осязание, как ветер. В его телесности мы убеждаемся лишь после искусственного замыкания его, например, в трубку, каковой приём действительно принадлежит к древнейшим физическим экспериментам. Искусственными приёмами можно однако вызвать каждым из названных тел ещё другие различные реакции, характеризующие его. Таким образом, тела суть не что иное, как пучки закономерных связанных реакций. То же самое можно сказать и о процессах всякого рода, которые мы классифицируем и снабжаем названиями в согласии с нашей потребностью в обобщении. Имеем ли мы дело с волнением воды, присутствие которого прослеживаем глазами и чувством осязания, или с звуковыми волнами в воздухе, которые мы только слышим и лишь искусственно можем сделать видимыми, или с электрическим током, который вообще можем проследить почти исключительно при помощи искусственно произведённых реакции, - во всех случаях постоянным является закономерная связь реакций, и только она одна.
Таково очищенное критикой понятие субстанции, которому должно уступить своё место в науке понятие вульгарное. Это последнее в повседневной жизни совершенно безвредно, и даже бывает полезным - иначе оно не возникло бы инстинктивно, но в научной физике оно играет ту же обманчивую роль, как «вещь в себе» в философии».
Эрнст Мах, Познание и заблуждение. Очерки по психологии исследования, М., «Бином», 2003 г., с. 55 и 161-162.