Работы, посвященные анализу биографий, мемуаров, дневников, житий и т.п.
Неформальные организацииНеформальные (иногда и неофициальные) организации, призванные заниматься Творчеством…
X
Работы, посвященные анализу биографий, мемуаров, дневников, житий и т.п.
Неформальные организацииНеформальные (иногда и неофициальные) организации, призванные заниматься Творчеством…
X
В 1918-1919 годах отечественный педолог Николай Александрович Рыбников «… выступил с проектом «организации небывалого учреждения» - «центра, ведающего делом собирания и изучения биографий - Биографического института», который, по замыслу автора, должен был заняться «сохранением возможно большего числа биографий» и стать «своего рода музеем. […] Вернее, пантеоном человечества».
О мозгах Рыбников не говорил, так как препарировать их не умел, ибо специализировался в другой области знания, но тем не менее, подотдел антропологии и наследственности в проекте Биографического института присутствовал».
Спивак М., Мозг отправьте по адресу, М., «Астрель», 2010 г., с. 52.
«В 1918 году Н.А. Рыбников, в будущем известный психолог, провёл в пяти московских женских гимназиях анкету. Был предложен вопрос: «Из тех людей, о которых я слышала или читала, кого видела или с кем встречалась - чья личность произвела на меня наиболее сильное впечатление? Почему?» Из замечательных людей прошлого в ответах оказались названы Пётр Великий, Пушкин, Толстой, Достоевский, Чайковский, Чехов, Леонардо да Винчи, Бетховен. Эти имена встречаются по два-три раза, но никто свыше трёх! Большее единодушее было проявлено в мотивировке выбора.
На первом месте - «альтруизм», на втором - «сильная воля», затем следовали: «лишения и страдания за идею», «обаяние личности», «ум»...
Анализ детских идеалов, проведённый к тому времени в ряде культурных стран, подтверждал мысль, что русские дети - сравнительно - мало знают своих национальных героев. Правда, у русских детей, отметил Рыбников, мотивы выбора носят более нравственный характер, чем, например, у немецких.
А в общем, всё вело к необходимости изменить отношение школы к биографии и всерьёз заняться организацией биографической литературы, нужной для целей воспитания.
И всё же педагогика была лишь одной из наук и прикладных дисциплин, которые, по идее Рыбникова, могли воспользоваться биографией в своих интересах. В дальнейшем Рыбников получит докторскую степень по совокупности работ именно в педагогике, но сам он ощущал себя более психологом. В своей книге «Биографии и их изучение» (1920) он подробно аргументировал полезность биографии раньше всего для психологии. Рыбников доказывал важность биографии как источника для общей психологии и психологии индивидуальных отличий, генетической психологии, сравнительной психологии, психологии прикладной. Биография, считал Рыбников, способна, например, прояснить «структуру профессионального типа» - поскольку позволяет самым непосредственным образом проследить причины успеха героя на том или ином поприще.
Рыбников указывал на ценность биографии и для прочих отраслей знания - экономики и этнографии, истории науки и техники и, конечно, общей истории... В доказательство он ссылался на В.О. Ключевского - его «Древне-русские жития святых как исторический источник» (1871) и на Н.А. Рожкова - «Обзор русской истории с социологической точки зрения», где автор брал для характеристики каждой эпохи наиболее выдающихся её представителей, демонстрируя «высший тип развития».
Да, всякая наука интересуется более всего типическим. Но с этой позиции и биографии «средних» людей имеют свой смысл. «Можно только пожалеть, - писал Рыбников, - что на честь иметь биографию претендуют лишь избранники человечества, что так мало мы имеем дневников, записок, воспоминаний, оставленных средними людьми, теми, о которых, - далее он цитирует Рёскина, - «мир и не думал, и не слышал, но которые теперь исполняют главную долю всех его работ и от которых мы можем лучше всего научиться, как исполнить их».
В связи с общей мыслью о необходимости систематического изучения возможно большего числа биографий и стоит проект создания Биографического института, с которым Рыбников выступил впервые ещё в 1916 году - в ряде статей.
Биографический институт мыслился Рыбниковым как учреждение, которое бы сохраняло массовый биографическии материал и вело систематическое и всестороннее его изучение.
Помимо жизнеописаний сохранению и изучению подлежали: автобиографии, дневники, воспоминания и письма, некрологи, иконография, автографы, фонограммы, семейные архивы, продукты творчества...
В сущности, всё то, чем располагает или может располагать биограф. Исследование имеющегося материала должно было помочь воссозданию правдивых «образов прошлого», но и обогатить данными все те науки и дисциплины, которые изучают человеческую личность. Наконец, видел здесь Рыбников и решение чисто практической задачи: подобное учреждение оказалось бы «графической памятью человечества», оно передавало бы жизненный опыт последующим поколениям.
Институт, согласно проекту Рыбникова, должен был состоять из трёх основных отделов: регистрационного, научного, учебно-просветительного. Регистрационный - это своего рода адресный стол, где фиксируется всякий, кто чем-либо отметил свой жизненный путь.
Здесь же собирается весь графический материал, имеющий отношение к интересующим лицам. Научный отдел ведёт систематическое, всестороннее изучение биографий под углом зрения различных наук и научных дисциплин. Тут биография рассматривается как источник. Учебно-просветительный имеет дело с результатами, которые ему поставляет научный отдел. Его задача - знакомить с ними широкие массы.
Предусматривался постоянно действующий музей с отделами: биографо-документальный, иконография, графика, психологический, педагогический, антропологический, историко-литературный, отдел наследственности.
Предполагались и библиотека, где была бы представлена биографическая литература, и выпуск журнала «Биограф», было уже начато составление систематического указателя биографической литературы...
Работу по созданию предпосылок для организации Биографического института думалось вести на базе биографической секции Педологического института, который Рыбников возглавил как раз в том 20-м году, когда вышла его книга «Биографии и их изучение». […]
Но в 25-м году Педологический институт слился с Институтом методов школьной работы... Биографический институт не состоялся. Трудами Рыбникова и на его средства вышел ряд изданий с грифом Биографического института, в том числе Рыбникова: «Изучение биографии. Темы семинария, указатель литературы» (1922). Однако «Биографическим институтом» была библиотека самого Рыбникова в его квартире на Мещанской и кучка приверженцев идеи вокруг него. Но и на склоне лет Рыбников не терял надежды на воплощение своего замысла в будущем и отметил в своей автобиографии уже в сороковые годы, что «то, что делается в этом направлении сейчас за рубежом», сильно говорит в пользу его идеи и что, судя по западным работам, там «изучение биографий становится массовым явлением». «... Памятник обобщённому человеческому опыту будет создан, - писал он уверенно, - ибо нужда в нём большая. Жалею только, что мне самому этого не удалось пока сделать...».
Померанцева Г.Е., Биография в потоке времени. ЖЗЛ: замыслы и воплощения серии, М., «Книга», 1987 г., с. 24-27.