Научные парадигмы
Противоречие как парадокс или запретX
Научные парадигмы
Противоречие как парадокс или запретX
Уэвелл Уильям издал работу: Философия индуктивных наук / The Philosophy of the Inductive Sciences, где ввёл понятие: Фундаментальная Антитеза Философии.
Положение об абсолютном делении всякого знания на субъективный и объективный полюсы, о его внутренней противоречивости как источнике непрерывного развития Уэвелл называет Фундаментальной Антитезой Философии.
«Так как почти все дискуссии философов были посвящены утверждению или отрицанию, объяснению или запутыванию данной Антитезы, различие и противоположность (объективного и субъективного в нашем знании – Прим. И.Л. Викентьева), выраженные в разнообразных формах, таких как Необходимая и Опытная Истина, Идеи и Чувства, Мысли и Вещи, Теория и факт, Индукция и Дедукция, можно обозначить как Фундаментальную Антитезу Философии».
В соответствии с базисными принципами диалектики «Фундаментальная Антитеза Философии выражает противоположность элементов, неотделимых друг от друга». Только немецкие метафизики осознали, по мнению Уэвелла, в полной мере, что субъективный и объективный элементы нашего знания находятся в состоянии взаимного исключения и единства друг с другом, будучи в одинаковой степени действительными и необходимыми.
Фундаментальная Антитеза Философии проявляется в разнообразных формах - как единство и противоположность внутреннего и внешнего, идей и ощущений, рефлексии и восприятия, теории и фактов, мыслей и вещей, дедукции и индукции, необходимых и опытных истин, формы и материи. Ни одна из противоположностей данной Антитезы сама по себе не представляет знания. Лишь синтез противоположностей порождает знание об определенном фрагменте реальности. Например, только теоретический синтез фактов даёт настоящее научное знание, в котором различие между теорией и фактом становится условным и относительным. Если одна теория обобщается другой теорией, первая становится фактом второй.
«Часто усиленно подчёркивалось, что Теория и Факт - противоположности: и в этом противопоставлении заключается их правильное использование. Однако невозможно утверждать в каждом случае с определенностью, что это - Факт, а не Теория; это - Теория, а не Факт [...] Факт или теория, что видимые нами звезды вращаются вокруг полюса? Факт или теория, что Солнце притягивает Землю? [...] Истинная Теория - это всегда некоторый Факт; а некоторый Факт - известная Теория».
Из всех противоречий для создания новой методологии научного познания особое значение для Уэвелла имеет решение антитезы необходимых (априорных) и опытных (апостериорных) истин. Уэвелл согласен с Кантом в том, что источник всеобщности и необходимости - не в природе, а в уме человека. «Но на это (что истины геометрии приобретаются из опыта - Прим. И.Л. Викентьева) мы отвечаем, что такие принципы не могут быть результатом опытного познания, ибо хотя опыт и свидетельствует, что они истинны, он не способен доказать, что они, как мы твердо знаем, должны быть истинны». Но Уэвелл не согласен с Кантом, что необходимые истины не могут иметь опытного обоснования. По определению критерием необходимой истины служит то, что «мы не можем мыслить без противоречия противоположную ей мысль».
Значит, отрицание необходимой истины не просто ложно, а логически невозможно. Все истины, чьи противоположности логически невозможны, которые независимы от опыта и представляют универсальные формы интеллектуальной интуиции, Уэвелл называет Фундаментальными Идеями. Такие истины не объекты мысли, а законы мысли; не понятия, а принципы, обосновывающие истинность понятий целой отрасли научного знания. Они не являются врожденными идеями и окончательными элементами знания. Они - необходимо истинные схемы знания, но еще не само научное знание. Каждая наука имеет свою Фундаментальную Идею. Поэтому наук существует столько же, сколько имеется Фундаментальных Идей. Фундаментальными, согласно Уэвеллу, являются Идеи Пространства, Времени, Числа, Причины, Подобия и т. п. Пространство - Фундаментальная Идея геометрии, Причина - Фундаментальная Идея механики, Субстанция - Фундаментальная Идея химии.
Так, Идея Пространства позволяет воспринимать объекты как сущности, обладающие формой, величиной и положением, Фундаментальные Идеи выражаются в аксиомах и определениях соответствующих наук. Кроме того, они могут конкретизироваться до более специальных понятий при анализе частных проблем. Например, понятие силы - конкретизация Идеи Причины, необходимой для анализа проблемы и явлений движения. Фундаментальную Идею как всеобщую формальную схему всей науки нельзя выразить сколь-нибудь исчерпывающе до формирования ее конкретного понятийного аппарата. Более или менее чёткое осознание содержания любой Фундаментальной Идеи наступает лишь в процессе реального развития той науки, концептуальное единство которой она обосновывает. Таким образом, Фундаментальные Идеи - априорные истины, но они способны также получать и апостериорное обоснование, когда выражающие их науки достигают стадии зрелости. Здесь Уэвелл принципиально расходится с Кантом, который, как известно, исключал всякую возможность апостериорного обоснования априорных форм чувственного созерцания и категорий рассудка. По отдельности ни фундаментальные Идеи как продукты деятельности ума, ни опытные истины как продукты наблюдения и эксперимента не образуют настоящего научного знания, которое должно быть как формально всеобщим и необходимым, так и эмпирически содержательным. Но как возможен синтез этих противоположностей, т. е. как возможно разрешение антитезы необходимого и случайного, теоретического и эмпирического?
Общий ответ Уэвелла сводится к следующему. «В процессе прогрессивного развития науки оба элемента нашего знания непрерывно расширяются и модифицируются. Наблюдение и опыт обеспечивают постоянную аккумуляцию фактов, материала нашего знания, его объективного элемента. Размышление и дискуссия обеспечивают непрерывный рост идей: теории оформляются, материал знаний приобретает теоретическую форму; субъективный элемент знания развивается. Посредством необходимого совпадения объективного и субъективного элементов, материи и формы, теории и фактов каждый из этих процессов стимулирует и корректирует развитие другого: каждый элемент формирует и способствует становлению своей собственной противоположности». Процесс прогрессивного синтеза противоположностей Фундаментальной Антитезы философии Уэвелл называет индукцией, науки, возникающие в результате такого прогресса, - индуктивными, а концепцию, объясняющую этот процесс, - теорией индукции».
Светлов В.А., История научного метода, М., «Академический Проект»; «Деловая книга», 2008 г., с.152-155.