Ю.М. Лотман рассказывает об эволюции литературных приёмов на примере рифм в зависимости от культурно-исторического контекста:
«Структурный анализ исходит из того, что художественный приём - не материальный элемент текста, а отношение.
Существует принципиальное различие между отсутствием рифмы в стихе, ещё не подразумевающем возможности её существования (например, античная поэзия, русский былинный стих и т. п.) или уже от неё отказавшемся, так что отсутствие рифмы входит в читательское ожидание, в эстетическую норму этого вида искусства (например, современный vers libre), с одной стороны, и в стихе, включающем рифму в число характернейших признаков поэтического текста, - с другой.
В первом случае отсутствие рифмы не является художественно значимым элементом, во втором - отсутствие рифмы есть присутствие не-рифмы, минус-рифма.
В эпоху, когда читательское сознание, воспитанное на поэтической школе Жуковского, Батюшкова, молодого Пушкина, отождествляло романтическую поэтику с самим понятием поэзии, художественная система «Вновь я посетил...» производила впечатление не отсутствия «приёмов», а максимальной их насыщенности. Но это были «минус-приёмы», система последовательных и сознательных, читательски ощутимых отказов. В этом смысле в 1830 г. поэтический текст, написанный по общепринятым нормам романтической поэтики, производил более «голое» впечатление, был в большей степени, чем пушкинский, лишён элементов художественной структуры.
Описательная поэтика похожа на наблюдателя, который только зафиксировал определённое жизненное явление (например, «голый человек»). Структурная поэтика всегда исходит из того, что наблюдаемый феномен - лишь одна из составляющих сложного целого. Она походит на наблюдателя, неизменно спрашивающего: «В какой ситуации?» Ясно, что голый человек в бане не равен голому человеку в общественном собрании.
В первом случае отсутствие одежды - общий признак, он ничего не говорит о своеобразии данного человека. Развязанный галстук на балу - большая степень наготы, чем отсутствие одежды в бане. Статуя Аполлона в музее не выглядит голой, но попробуйте повязать ей на шею галстук, и она поразит вас своим неприличием».
Лотман Ю.М., Анализ поэтического текста / О поэтах и поэзии, СПб, «Искусство-СПб», 1996 г., с. 36.