О роли неявных научных допущений по Ричарду Фейнману

Одна из центральных идей Ричарда Фейнмана – идея о постепенном  углублении научного знания. На этом пути принципиально осознание учёными  тех неявных (молчаливых) допущений, которые действуют в науке и определяют их поиски…

«… слабые симметрии позволили организовать элементарные частицы в отдельные семейства и благодаря этому найти место для недостающих частиц и открыть некоторые новые частицы.

Игра такого рода - грубое угадывание отношений, определяющих некоторое семейство, - характерна для первых схваток с природой, предваряющих открытие какого-то действительно глубокого и очень важного закона. Прошлое науки даёт много примеров тому.

Игрой именно такого рода было открытие Менделеевым периодической таблицы элементов.  Это было лишь первым шагом. Полное понимание причин такого строения таблицы Менделеева пришло много позднее, с теорией атома. Точно так же наши знания о ядерных энергетических уровнях были организованы Марией Майер и Йенсеном в их так называемой оболочечной модели ядра. Точно такую же игру представляет собой и вся физика в целом, где для упрощения мы прибегаем к приближениям и гипотезам.

Кроме всех этих частиц у нас имеются все те принципы, о которых мы говорили раньше: принципы симметрии и относительности, принцип, согласно которому все это должно подчиняться законам квантовой механики, да ещё вытекающие из теории относительности соображения о локальном характере законов сохранения.

Но если собрать все эти принципы вместе, мы обнаружим, что их слишком много. Они несовместимы друг с другом.

Если взять квантовую механику, теорию относительности, утверждение, что всё должно быть локальным, и ещё несколько молчаливых предположений, то мы придём к противоречию, потому что, вычисляя некоторые величины, получим для них бесконечно большие значения. А кто может утверждать, что бесконечность согласуется с реальностью природы?

Что же касается молчаливых предположений, о которых я упомянул, то к ним мы настолько привыкли, что не хотим или не можем понять их истинное значение. Вот Вам пример.

Если Вы подсчитаете вероятность ряда взаимно исключающих событий, скажем, 50% за то, что случится это, 25% за то, что случится то, и т.д., то в сумме они должны составлять единицу. Мы считаем, что если сложить все вероятности, то должна получиться 100%-ная вероятность. Это кажется разумным, но именно с разумного и начинаются все наши беды.

Другой пример: предположение о том, что энергия всегда должна быть положительной и не может стать отрицательной.

И ещё одно предположение, которое, по-видимому, принимается ещё до того, как мы приходим к противоречиям, это так называемый принцип причинности, согласно которому, грубо говоря, следствие никогда не может предшествовать причине.

Пока ещё никто не пытался построить теорию, в которой не было бы предположения о полной вероятности или не учитывался бы принцип причинности и которая согласовалась бы с квантовой механикой, теорией относительности, принципом локальности и т. п.

Поэтому мы просто не можем знать, какое же именно из наших допущений вызывает наши трудности и заставляет получать бесконечно большие значения. Вот это была бы настоящая задача!

Правда, как оказалось, с помощью довольно грубых приёмов все эти бесконечности удается замести под ковёр, так что мы всё ещё в состоянии делать необходимые нам расчёты».

Ричард Фейнман, Характер физических законов, М., «Наука», 1987 г., с. 141-142.

 

Определение научной парадигмы по Томасу Куну

Парадигмы в научном мышлении по Фритьофу Капре