«В любой академии существует незанятая кафедра для непознанных истин, подобно тому, как в Афинах существовал алтарь для неизвестных богов. […]
Разве природа наших ощущений, идей, нашей памяти не остаётся пока весьма неизведанной? Как получается, что живое существо чувствует? Какое соотношение существует между известной [нам] материей и чувством?
Каким образом идея умещается в нашем мозгу? Можно ли получить ощущение, не получая при этом идеи, сознания, внутреннего свидетельства, что данное ощущение испытывается?
Каким образом животное, коему я отсёк голову, продолжает испытывать ощущения, хотя оно лишено мозга, от которого ответвляются нервы - источник всякого ощущения?
Почему, живя без головы целыми неделями, оно продолжает чувствовать мои уколы? Почему оно прячется в свою оболочку при малейшем неприятном ощущении, какое я ему причиняю?
Что такое память? И что это за кладовая, в которой иногда, помимо нашего желания, отыскивается целая куча идей и слов, о которых мы не сохранили никакого воспоминания?
Каким образом живые существа получают во сне ощущения и идеи, которых они не имели во время бодрствования?
Благодаря какой непостижимой согласованности воля немедленно заставляет повиноваться ей определённые мускулы и внутренние органы, в то время как существуют другие мускулы и органы, над которыми у неё нет ни малейшей власти? Наконец, почему мы обладаем существованием?
Почему существуют вещи?
Если в результате таких размышлений не возникает сомнения, можно очень собой гордиться».
Вольтер, О феноменах природы / Философские сочинения, М., «Наука», 1996 г., с. 320-321.