Деконструкция текста по Жаку Деррида

Жак Деррида выпустил несколько книг – в том числе: Грамматология / De la Grammatologie.

По мнению автора, в области знания существуют устоявшиеся формы, психологические  установки исследователя – своего рода «центризмы», например, когда одному из терминов текста придаётся большее значение, чем другому.

Отказаться от наработанного знания нельзя, поэтому его следует разрушать и воспроизводить в новых формах, с других точек зрения, чему могут способствовать следующее техники: 

«Первый приём: рассматриваются бинарные оппозиции (обозначающее / обозначаемое; речь / письмо; ответ  /молчание), которым придаётся характер апорий.

Обе стороны апории испытываются на прочность критикой до тех пор, пока они не превращаются в тропы следов. Дорога проходит по апориям, но подлинная цель состоит в том, чтобы пройти за апорию.

 Второй приём. К любому правилу применяется контрправило.

Допустим, кого-то о чём-либо спрашивают. Он даёт либо ответ, либо не-ответ. Так считает формальный логик, но Деррида  рассуждает по-другому. Он вопрошает: «В чём состоит ответ не-ответа и неответ ответа?» В таком случае не-ответ является ответом.

Третий приём. Требование абсолютной заменяемости: «любой другой есть любой другой».

Всеобщая связность превращается Деррида  во всеобщую заменяемость. Параллели, изоморфизмы, замещения и перемещения слов и их цепочек, метафоры, аллегории и цитации - всё это в полной мере используется им.

Четвертый приём. «Выворачивание» слов, их морфологический анализ, широкое использование словарных статей, переводы терминов из одного языка в другой.

Этимология слов превалирует над их концептуальностью.

Пятый приём. Следование своеобразной формуле неопределённости: «ни то, ни это, и то, и это».

Деконструкция выступает как неопределённость, всегда необходимо делать новые шаги, но остается тайна, к которой влекут вновь возникшие страсти. Деконструкция не имеет ни плана, ни цели. Остается одно - неустанно проводить её и принимать решения вне правил и воли. Такова этика, настаивающая в конечном счёте не на ответственности, а на тайне и страсти, которые находятся вне правил.

На всём творчестве Деррида  лежит явная печать эстетизма, поэтому оно оказалось весьма значимым для различных видов искусства: литературы, театра, кино, архитектуры. Его философствование способствует созданию определённых нетривиальных (паралогических) эстетических теорий».

Канке В.А., Философия науки: краткий энциклопедический словарь, М., «Омега-Л», 2008 г.,  с. 54-55.