Предельные категории, различные картины (модели) мира
ПостэндшпильДело творческой личности, после ёё физической смерти
X
Предельные категории, различные картины (модели) мира
ПостэндшпильДело творческой личности, после ёё физической смерти
X
В квадратных скобках даны дополнения переводчика.
«[О тождестве]. [Имеются] тождество повторяемости, тождество местонахождения, тождество принадлежности, тождество различия, тождество добавления, тождество одинаковых родов, тождество одинаковых имен, тождество корня, тождество подлинности, тождество сходства.
[О различии]. Имеются: различия полного несходства, различия [частичного] сходства. Для установления различия необходимо тождество.
Чтобы определить тождество, [необходимо знать] различие.
Первое называю так: именно потому, что есть [таковое] это, потому данное нечто [также] таково. Второе называю так: именно потому, что есть [таковое] и что поэтому данное нечто не таково.
Третье - [недопустима] подмена [предмета рассуждения].
Четвёртое - [недопустима] натяжка [при выводе].
Последовательность [вещей] исследуется путем сравнения, вследствие чего выявление многих свойств вещи указывает [её суть].
Далее. Исследование [содержания] речи позволяет вычленить имена [вещей], вследствие чего возвращение к фактам ещё раз удостоверяет [соответствие] имён сущему.
Сходство высокорослого и низкого человека в том, что они по облику сходны. Однако этот человек и [другой] человек различны, как, например, стройный человек и сутулый человек имеют разные облики, поэтому различны. [Точно так же и с мечом.] Меч в ножнах и обнажённый меч - это разные названия. Меч получает название и в зависимости от способа держания меча. Способ неодинаков - мечи различны.
Тополь и персик как деревья сходны. Их сходство в том, что они относятся к деревьям. Все имена вычленяются не в результате сопоставления всего количества [сходных и различных вещей]. Если исследовать свойства одной вещи и определить её, то на другие вещи, [имеющие тождественные свойства], это имя распространяется по сходству. Основание [в том, что называемые вещи имеют] сходство.
Определение особенностей одного человека [как существа, называемого человеком], не ограничивается названием особенностей именно одного человека, а есть определение общего. Указание особенностей именно этого человека, однако, ограничивается этим индивидом. [Подобно тому как] одну сторону куба нельзя назвать кубом, однако по одной стороне деревянного куба [можно судить] о всём деревянном кубе».
Мо-Цзы / Древнекитайская философия. Собрание текстов в 2-х томах, Том 2, М., «Мысль», 1973 г., с. 93-94.