«Демокрит был творцом первой системы логики в Древней Греции.
Он написал специальный трактат «О логике», или «Канон», в трех книгах. К сожалению, от этого сочинения дошли до нас лишь незначительные отрывки. Как сообщает Аристотель, из философов-«физиков» впервые Демокрит стал оперировать логическими понятиями и определениями.
Демокрит учил, что критериями истины являются:
1) «совершенное ощущение», т. е. чувственное восприятие, совершаемое в условиях научной проверки его;
2) «совершенный разум», т. е. ум, вооруженный научным методом и руководствующийся правильными принципами исследования, и
3) чувственная практика, служащая проверкой принятых нами мнений, поскольку применение в жизни тех или иных положений приносит нам пользу или вред, содействует нашему благу или причиняет нам страдание.
Это учение о трёх критериях истинного познания затем развил Демокритовец Навсифан в своем сочинении «Треножник» (самое заглавие этого сочинения указывает на то, что истина опирается на три основания: ощущение, мышление и практику) и затем ученик Навсифана Эпикур в своей канонике.
Сочинение Демокрита «О логике» было направлено против софистов, отрицавших существование объективной истины. Полемизируя с Протагором, он обращает против него его же собственное положение: если, как учит Протагор, истинно всё то, что кому-либо представляется, то истинно и отрицание протагоровского положения, а именно - если кто-нибудь полагает, что не всё истинно, то и это мнение тоже будет истинным (поскольку истинным объявляется всякое мнение), и таким образом положение, что всё истинно, оказывается ложным».
Маковельский А.О., История логики, М., «Кучково поле», 2004 г., с. 53.