Холономная теория по Дэвиду Бому

Дэвид Бом опубликовал книгу: Целостность и имплицитный порядок / Wholeness and the Implicate Order, где изложил свою теорию, фрагменты которой он ранее публиковал в статьях.

«Начальной точкой для Бома является понятие «неделимой целостности», и цель его состоит в исследовании того порядка, который, как он полагает, присущ космической ткани отношений на более глубоком «непроявленном» уровне. Он называет этот порядок «имплицитным» или «свёрнутым» и описывает его, пользуясь аналогией голограммы, в которой каждая часть в некотором смысле содержит целое. Если осветить любую часть голограммы, будет восстановлен весь образ, хотя, может быть, и с меньшей подробностью деталей, нежели то, что можно получить из полной голограммы.

С точки зрения Бома, реальный мир структурирован в соответствии с тем же общим принципом, когда целое может быть развёрнуто из каждой части. Бом учитывает, что голограмма слишком статична, чтобы её можно было использовать в качестве модели подразумеваемого порядка на субатомном уровне.

Для выражения существенно динамической природы субатомной реальности он создал термин «холодвижение». По его представлениям, это динамический феномен, из которого вытекают все формы материальной Вселенной. Цель его подхода состоит в исследовании порядка, запечатлённого в этом «холодвижении», рассматривая не структуру объектов, а структуру движений; таким образом принимается во внимание как единство, так и динамическая природа Вселенной».

Фритьоф Капра, Уроки мудрости, М., «Издательство Трансперсонального института», 1996 г., с. 56. 

 

Дэвид Бом считал, что все люди взаимосвязаны не в результате непосредственного влияния, которое они могут оказывать друг на друга, а в силу того факта, что все они подвержены влиянию общих фундаментальных законов. Учёный любил иллюстрировать это метафорой (более общей, чем знаменитая метафора пещеры Платона): допустим, мы можем наблюдать за рыбкой в аквариуме только с помощью двух телекамер, установленных с разных сторон...  Рыбка одна, но нам будет казаться, что это две разные рыбки, по непонятной причине движущиеся синхронно. Или: внешний наблюдатель может посчитать, что две рыбки неведомым образом мгновенно сообщаются друг с другом…

В холономной теории cтановятcя беccмыcленными привычные понятия: «дальше-ближе», «прошлое-будущее», «материя-cознание».

«Следствия, совместимые с этим видением, огромны. Полевая физика и полевое сознание должны, логически рассуждая, породить полевую психологию и полевую этику. При попытке построения достаточно общих концепций неизменно приходится обращаться к полю - представлению пространственному. И это естественно: основой нашего творческого мышления является созерцание (это хорошо понимал уже И. Кант), а созерцание всегда пространственно. По-видимому, можно утверждать, что наше сознание или, по крайней мере, его глубинные уровни являются пространственными. Важно отметить, что под влиянием развития математики и физики наше представление о пространстве необычайно расширилось. Появилось множество существенно различных геометрий, задающих различные пространства. Оказалось, что пространство, определяемое как непрерывная совокупность однородных элементов, может быть организовано весьма нетривиально - если хотите, даже причудливо. Научившись воспринимать мир через многообразие возможных пространственных структур, мы выводим наше сознание на грани повседневной обыденности, задаваемой органами наших чувств. Мы выходим в мир абстрактных фантазий и порожденные там представления начинаем использовать как метафоры при попытке теоретического осмысления реальности.

Налимов В.В., Возможно ли учение о человеке в единой теории знания? / Человек в системе наук, М., «Наука», 1989 г.,  с. 83.

 

Гипотеза о голографическом принципе работы мозга по Карлу Прибраму