«Гонения, запреты, навязывание идей и формы, унижения, оскорбления, «шефство» полуграмотных бюрократов над гениями - всё здесь делается от имени народа и для народа. В этом смысле «социалистический реализм» даже на словах не отличается от гитлеровского национал-социализма. Один югославский литератор венгерского происхождения, Эрвин Шинко, провел интересную параллель в ряду «теоретиков искусства» той и другой диктатуры:
Л. И. Тимофеев, советский теоретик:
«Литература - это идеология, помогающая человеку узнать жизнь и действовать в ней».
«Грюнденданкен националсоциалистишер культурполитик»:
«Художник не может быть только художником, он всегда - воспитатель».
Балдур фон Ширах, вождь гитлерюгенда:
«Каждое истинное произведение искусства обращается ко всему народу».
Андрей Жданов, член Политбюро ЦК ВКП (б):
«Все гениальное - доступно».
Вольфганг Шольц в «Грюнденданкен…»:
«Политику национал-социализма, а следовательно, её часть, именуемую культурной политикой, определяет фюрер и те, кому он это поручил... Если мы хотим знать, что такое культурная политика национал-социализма, вглядимся в этих людей, в дело, которым они заняты, в директивы, от них исходящие и направленные на то, чтобы окружить себя единомышленниками, сознающими всю ответственность за высокое поручение».
Емельян Ярославский на XVIII съезде ВКП (б):
«Товарищ Сталин вдохновляет художников, даёт им руководящие идеи... Решения ЦК ВКП (б) и доклад А. А. Жданова дают советским писателям целостно выстроенную программу работы».
Милован Джилас, Новый класс / Лицо тоталитаризма, М., «Новости», 1992 г., с. 295.