Работы, посвященные анализу биографий, мемуаров, дневников, житий и т.п.
Эффекты, связанные с творчествомРазличные эффекты, связанные с творческой деятельностью…
Список задач в явном видеСписок проблем / задач в явном виде
X
Работы, посвященные анализу биографий, мемуаров, дневников, житий и т.п.
Эффекты, связанные с творчествомРазличные эффекты, связанные с творческой деятельностью…
Список задач в явном видеСписок проблем / задач в явном виде
X
Оноре Бальзак опубликовал автобиографический роман: Луи Ламбер / Louis Lambert. Здесь он изобразил чудо-ребенка: «Ветхий и Новый завет попали в руки мальчика, когда ему было всего пять лет; и эти две книги, в которых заключено столько книг, определили его судьбу... С этого времени чтение для Луи стало чем-то вроде жажды, которую ничто не могло утолить».
«Эта наиболее сложная, малопонятная и очень немногими оцененная вещь Бальзака осталась, в сущности говоря, величественным фрагментом. Рисуя образ Луи Ламбера, Бальзак рисует собственную юность, свои тайные честолюбивые мечты и стремления.
Он ставит здесь глубочайшую проблему. Бальзак хочет показать, что истинный гений, погрузившись в полную аскезу, раскрывает все свои творческие возможности, но окончательно утрачивает жизнеспособность в обычном смысле этого слова.
Костяной сосуд, в котором содержится мозг его, неизбежно должен взорваться под давлением и жаром переполняющих его идей. Трагедия мономании, которую он сотни раз изображал в своём творчестве, проблема, которая граничит непосредственно с патологией, перенесена здесь в сферу интеллектуальной страсти. Осветив эту таинственную связь гения и безумия, Бальзак далеко опередил своё поколение.
Действительно, в начальных главах своего романа, описывая развитие Луи Ламбера, ему удалось показать бурное проявление собственной гениальности. Он с замечательным правдоподобием вылепил этот вымышленный образ, которому он отдал свою центральную идею: теорию воли, тот самый свой трактат, который должен был окончательно прояснить самые таинственные связи между психологическим и физиологическим началом и, следовательно, сорвать покров с интимнейших загадок человеческой природы.
Мы не преувеличим, если сравним «Луи Ламбера», вернее - его концепцию (ибо Луи Ламбер тоже «жаждет невозможного» и гибнет из-за чрезмерного стремления к познанию), если мы сравним его с «Фаустом», с которым Бальзак, сознательно или бессознательно, желал вступить в состязание. Но, к сожалению, между этими творениями имеется и существенное различие, поскольку Гёте посвятил «Фаусту» шестьдесят лет жизни, а Бальзак уже через шесть недель вынужден был отправить готовую рукопись книгоиздателю Госслену. Итак, только чтобы как-нибудь закончить, он делает глиняную нашлёпку в виде скучной любовной истории на мраморном торсе образа и наспех импровизирует завершение философских теорий своего героя: и нам остаётся только со смешанным чувством восхищения и сожаления взирать на эту вещь, в которой, больше чем в какой-либо другой, виден истинный масштаб его возможностей.
Художественное произведение, которое, несмотря на внешнюю законченность, осталось, по существу, незавершённым, «Луи Ламбер» - это гениальнейший бальзаковский набросок. Он остался высшей точкой в его творчестве, которой только удалось достичь его духу».
Стефан Цвейг, Бальзак, М., «Молодая гвардия», 1961 г., с. 208-210.