Взаимодействие коры и подкорки мозга в изложении М.М. Зощенко

«Я вспомнил принцип сновидений. Вспомнил - что такое сон с точки зрения  современной науки.

Я повторю, хотя бы вкратце. Это имеет первостепенное значение.

Два этажа имеет наш мозг. Высший этаж - кора мозга и подкорковые центры -  здесь источники приобретённых навыков, центры условных рефлексов, центры  нашей логики, речи. Здесь - наше сознание. Нижний этаж - источник  наследственных рефлексов, источник животных навыков, животных инстинктов.

Два эти этажа, как мы говорили, нередко находятся в конфликте. Высшие силы  борются с низшими, побеждают их, оттесняют ещё ниже или изгоняют вовсе.

Ночью высший этаж погружается в сон.

Сознание гаснет, ослабляет контроль.

А так как заторможение спускается не ниже подкорковых центров, то низшие  силы оживают и, пользуясь ослаблением контроля, выявляются в сновидениях.  Оживают страхи - заторможенные или оттесненные сознанием.

Вот какова - схематично - общая картина сна. И вот каков механизм, лежащий в  основе наших сновидений.

Казалось бы, весьма просто с помощью сновидения обнаружить причину  патологического торможения, увидеть то или иное заглушённое чувство, понять  образ, возникший в снах.

Да, это было бы весьма просто, если б высший и низший этажи «разговаривали»  на одном языке. Однако «обитатели» этих этажей не имеют одинаковой речи.  Высший этаж мыслит словами. Низший этаж мыслит образами.

Можно допустить, что такое образное мышление свойственно животному и в  одинаковой мере младенцу.

В силу такого образного мышления сновидения нередко приобретают  символический характер. Это понятно - простейшие образы, соединённые вместе,  могут создать символ. И сложность этих символов не одинакова. Эта сложность  меняется в зависимости от развития человека.

Мы видели не раз, как вместе с умственным развитием меняются и усложняются  условные нервные связи. В одинаковой мере и сновидения меняют свой смысл,  меняют своё значение в зависимости от роста сознания, в зависимости от  характера человека, от его индивидуальности.

Поэтому, чтоб понять образ низшего этажа, нужно разговаривать на языке  младенца, нужно видеть его глазами. И при этом нужно расшифровывать  символику, которая возникает в силу образного мышления младенца, учитывая,  конечно, рост и развитие человека».

Зощенко М.М., Повесть о разуме, М., «Педагогика», 1990 г., с. 22-24.


Творчество, как психологическая компенсация личности по Зигмунду Фрейду