Различные эффекты, связанные с интуицией человека
Языки и кодированиеРазличные способы преобразования информации и знаний
Мышление и интеллектРазличные аспекты, связанные с процессом мышления
X
Различные эффекты, связанные с интуицией человека
Языки и кодированиеРазличные способы преобразования информации и знаний
Мышление и интеллектРазличные аспекты, связанные с процессом мышления
X
«Я вспомнил принцип сновидений. Вспомнил - что такое сон с точки зрения современной науки.
Я повторю, хотя бы вкратце. Это имеет первостепенное значение.
Два этажа имеет наш мозг. Высший этаж - кора мозга и подкорковые центры - здесь источники приобретённых навыков, центры условных рефлексов, центры нашей логики, речи. Здесь - наше сознание. Нижний этаж - источник наследственных рефлексов, источник животных навыков, животных инстинктов.
Два эти этажа, как мы говорили, нередко находятся в конфликте. Высшие силы борются с низшими, побеждают их, оттесняют ещё ниже или изгоняют вовсе.
Ночью высший этаж погружается в сон.
Сознание гаснет, ослабляет контроль.
А так как заторможение спускается не ниже подкорковых центров, то низшие силы оживают и, пользуясь ослаблением контроля, выявляются в сновидениях. Оживают страхи - заторможенные или оттесненные сознанием.
Вот какова - схематично - общая картина сна. И вот каков механизм, лежащий в основе наших сновидений.
Казалось бы, весьма просто с помощью сновидения обнаружить причину патологического торможения, увидеть то или иное заглушённое чувство, понять образ, возникший в снах.
Да, это было бы весьма просто, если б высший и низший этажи «разговаривали» на одном языке. Однако «обитатели» этих этажей не имеют одинаковой речи. Высший этаж мыслит словами. Низший этаж мыслит образами.
Можно допустить, что такое образное мышление свойственно животному и в одинаковой мере младенцу.
В силу такого образного мышления сновидения нередко приобретают символический характер. Это понятно - простейшие образы, соединённые вместе, могут создать символ. И сложность этих символов не одинакова. Эта сложность меняется в зависимости от развития человека.
Мы видели не раз, как вместе с умственным развитием меняются и усложняются условные нервные связи. В одинаковой мере и сновидения меняют свой смысл, меняют своё значение в зависимости от роста сознания, в зависимости от характера человека, от его индивидуальности.
Поэтому, чтоб понять образ низшего этажа, нужно разговаривать на языке младенца, нужно видеть его глазами. И при этом нужно расшифровывать символику, которая возникает в силу образного мышления младенца, учитывая, конечно, рост и развитие человека».
Зощенко М.М., Повесть о разуме, М., «Педагогика», 1990 г., с. 22-24.
Творчество, как психологическая компенсация личности по Зигмунду Фрейду