Психологические эффекты, техники работы. В ряде случаев эти эффекты могут иметь отношение и к творческой деятельности…
Метод числовой осиМетод числовой оси (ТРИЗ-название - Оператор РВС)
X
Психологические эффекты, техники работы. В ряде случаев эти эффекты могут иметь отношение и к творческой деятельности…
Метод числовой осиМетод числовой оси (ТРИЗ-название - Оператор РВС)
X
«Уже данные первых произведенных им психоанализов сделали для него ясным, что сексуальные переживания невротика, обусловливающие его расстройство, лежат где-то далеко позади, и наиболее естественным представлялось искать их в ранние годы индивидуума, в ту пору, когда формируется душа; ибо единственное, что отпечатывается, к моменту созревания личности, на мягкой и потому отчётливо-воспроизводящей пластинке возникающего сознания, это, собственно, то, что предопределяет дальнейшую судьбу человека и чего нельзя уже стереть:
«Пусть никто не думает, что может преодолеть первые впечатления своей юности» (Гёте).
Поэтому в каждом отдельном случае Фрейд неизменно идёт ощупью в обратном направлении, вплоть до момента половой зрелости, - для него на первых порах, нет ещё вопроса о годах более ранних; ибо каким образом могут возникнуть впечатления пола до того, как установилась половая способность?
В то время ему кажется полностью бессмысленной самая мысль - пытаться проследить жизнь полового инстинкта за пределами этой зоны, в раннем детстве, ничего не подозревающем, в блаженном неведении, о томительных, порывающихся во вне соках. В своих первых исследованиях Фрейд остановился, таким образом, на моменте возмужания.
Но вскоре Фрейду приходится, в результате некоторых удивительных признаний, убедиться что у многих его больных возникают в процессе психоанализа неоспоримо-отчётливые воспоминания о более ранних, как бы доисторических, сексуальных переживаниях. Вполне ясные высказывания его пациентов внушили ему подозрение, что и в периоде, предшествующем возмужалости, то есть в детстве, должен уже быть налицо половой инстинкт или определённые о нём представления.
Подозрение, по мере дальнейших изысканий, становится все более настойчивым; Фрейд вспоминает, что могут порассказать бонны и школьные учителя о такого рода ранних проявлениях полового любопытства, и вдруг его собственное открытие относительно различия между сознательной и бессознательной душевной жизнью разъясняет ему положение. Фрейд убеждается, что половое сознание не проникает неожиданно в организм в период возмужания - откуда было бы ему взяться? - но что половой инстинкт - как давно уже выразил это наш язык в тысячу раз психологичнее, чем все психологи - лишь «пробуждается» в наполовину созревшем человеке, и что он давно уже содержался в детском организме в состоянии дремоты (то есть в скрытом состоянии).
Подобно тому, как способность, ходить заключена уже потенциально в ногах ребенка, прежде чем он научится ходить, и позыв к речи - прежде чем он научится говорить, имеется налицо у ребёнка и сексуальность, разумеется, без всякой мысли о её действенном предназначении. Ребенок догадывается - решающая формула! - о своей сексуальности. Он только не понимает её.
Но вот - я только высказываю предположение, а не говорю уверенно - это открытие должно было, кажется мне, испугать в первый миг самого Фрейда.
Ибо оно рушит, почти кощунственным образом, все обычные представления. Если требовалась большая смелость, для того чтобы подчеркнуть психическое значение сексуальности в жизни взрослого и даже, как утверждают другие, переоценить это значение, то каким вызовом общественной морали являтся эта революционная теория: искать следы полового чувства в ребёнке, с которым человечество связывает представление об абсолютной чистоте, ангелоподобности и отсутствии всяких страстей!
Как, неужели и этому нежному, улыбчивому, цветущему существу знакомо уже вожделение, хотя бы и бессознательное? Эта мысль кажется поначалу нелепой, бессмысленной, преступной, почти нелогичной, ибо, раз организм ребенка не способен к продолжению рода, то должна оказаться верною формула: «Если вообще у ребёнка есть сексуальная жизнь, то она может быть только извращённой».
Произнести вслух такие слова в 1900 году было, в области науки, равносильно самоубийству. Но Фрейд их произносит».
Стефан Цвейг, Зигмунд Фрейд / Казанова, Фридрих Ницше, Зигмунд Фрейд, М., «Интерпракс», 1990 г., с. 231-232.