Открытие «детской сексуальности» Зигмундом Фрейдом

«Уже данные первых произведенных им психоанализов сдела­ли для него ясным, что сексуальные переживания невротика, обусловливающие его расстройство, лежат где-то далеко позади, и наиболее естественным представлялось искать их в ранние годы индивидуума, в ту пору, когда формируется душа; ибо единственное, что отпечатывает­ся, к моменту созревания личности, на мягкой и потому отчётливо-воспроизводящей пластинке возникающего со­знания, это, собственно, то, что предопределяет дальней­шую судьбу человека и чего нельзя уже стереть:

«Пусть никто не думает, что может преодолеть первые впечатле­ния своей юности» (Гёте).

Поэтому в каждом отдельном случае Фрейд неизменно идёт ощупью в обратном направ­лении, вплоть до момента половой зрелости, - для него на первых порах, нет ещё  вопроса о годах более ранних; ибо каким образом могут возникнуть впечатления пола до того, как установилась половая способность?

В то вре­мя ему кажется полностью бессмысленной самая мысль - пытаться проследить жизнь полового инстинкта за пре­делами этой зоны, в раннем детстве, ничего не подозре­вающем, в блаженном неведении, о томительных, поры­вающихся во вне соках. В своих первых исследованиях Фрейд остановился, таким образом, на моменте возмужа­ния.

Но вскоре Фрейду приходится, в результате некото­рых удивительных признаний, убедиться что у многих его больных возникают в процессе психоанализа неоспоримо-отчётливые воспоминания о более ранних, как бы доисторических, сексуальных переживаниях. Вполне ясные высказывания его пациентов внушили ему подозрение, что и в периоде, предшествующем возмужалости, то есть в детстве, должен уже быть налицо половой инстинкт или определённые о нём представления.

Подозрение, по мере дальнейших изысканий, становится все более настойчивым; Фрейд вспоминает, что могут порассказать бонны и школьные учителя о такого рода ранних прояв­лениях полового любопытства, и вдруг его собственное открытие относительно различия между сознательной и бессознательной душевной жизнью разъясняет ему по­ложение. Фрейд убеждается, что половое сознание не проникает неожиданно в организм в период возмужа­ния - откуда было бы ему взяться? - но что половой инстинкт - как давно уже выразил это наш язык в ты­сячу раз психологичнее, чем все психологи - лишь «про­буждается» в наполовину созревшем человеке, и что он давно уже содержался в детском организме в состоянии дремоты (то есть в скрытом состоянии).

Подобно тому, как способность, ходить заключена уже потенциально в ногах ребенка, прежде чем он научится ходить, и по­зыв к речи - прежде чем он научится говорить, имеется налицо у ребёнка и сексуальность, разумеется, без вся­кой мысли о её действенном предназначении. Ребенок догадывается - решающая формула! - о своей сексу­альности. Он только не понимает её.

Но вот - я только высказываю предположение, а не говорю уверенно - это открытие должно было, кажется мне, испугать в первый миг самого Фрейда.

Ибо оно ру­шит, почти кощунственным образом, все обычные пред­ставления. Если требовалась большая смелость, для то­го чтобы подчеркнуть психическое значение сексуально­сти в жизни взрослого и даже, как утверждают другие, переоценить это значение, то каким вызовом обществен­ной морали являтся эта революционная теория: искать следы полового чувства в ребёнке, с которым человече­ство связывает представление об абсолютной чистоте, ангелоподобности и отсутствии всяких страстей!

Как, не­ужели и этому нежному, улыбчивому, цветущему суще­ству знакомо уже вожделение, хотя бы и бессознатель­ное? Эта мысль кажется поначалу нелепой, бессмыс­ленной, преступной, почти нелогичной, ибо, раз организм ребенка не способен к продолжению рода, то должна оказаться верною формула: «Если вообще у ребёнка есть сексуальная жизнь, то она может быть только извращён­ной».

Произнести вслух такие слова в 1900 году было, в области науки, равносильно самоубийству. Но Фрейд их произносит».

Стефан Цвейг, Зигмунд Фрейд / Казанова, Фридрих Ницше, Зигмунд Фрейд, М., «Интерпракс», 1990 г., с. 231-232.