Фреска «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи

В 1495 Леонардо да Винчи приступил к работе над Тайной вечерей (площадь 4,5 х 8,6 м), которую закончил в 1498 году. Фреска расположена на стене трапезной доминиканского монастыря Санта Мария  делле Грацие в Милане, на высоте 3 метров от пола и занимает всю торцовую стену  помещения.

«Леонардо ориентировал перспективу фрески на зрителя, тем самым она органично вошла в интерьер трапезной: перспективное сокращение боковых стен, изображённых на фреске, продолжает реальное пространство трапезной. За  столом, расположенном параллельно стене, сидят тринадцать человек. В центре  Иисус Христос, слева и справа от него его ученики. Показан драматический  момент разоблачения и осуждения предательства, момент, когда Христос только  что произнёс слова: «Один из вас предаст Меня», и разная эмоциональная  реакция апостолов на эти слова.

Композиция построена на строго выверенном  математическом расчёте: в центре - Христос, изображённый на фоне среднего,  самого большого проёма задней стены, точка схода перспективы совпадает с его  головой. Двенадцать апостолов разделены на четыре группы по три фигуры в  каждой. Каждому дана яркая характеристика экспрессивными жестами,  движениями.

Главной задачей было показать Иуду, отделить его от остальных  апостолов. Помещая его на той же линии стола, что и всех апостолов, Леонардо  психологически отделил его одиночеством.

Создание Тайной вечери стало  заметным событием в художественной жизни Италии того времени. Как истинный  новатор и экспериментатор, Леонардо отказался от техники фрески. Он покрыл  стену специальным составом из смолы и мастики, и писал темперой.

Эти эксперименты привели к величайшей трагедии: трапезная, которая была наскоро  отремонтирована по приказу Сфорца, живописные нововведения Леонардо, низина,  в которой находилась трапезная, - всё это сослужило печальную службу  сохранности Тайной вечери. Краски начали отслаиваться, о чём уже упоминал  Вазари в 1556. Тайная вечеря неоднократно реставрировалась в 17 и 18 веках, но  реставрации были неквалифицированными (просто заново наносились красочные  слои). К середине 20 века, когда Тайная вечеря пришла в плачевное состояние,  приступили к научной реставрации: сначала был закреплён весь красочный слой,  затем были сняты позднейшие наслоения, открылась темперная живопись  Леонардо. И хотя произведение было сильно повреждено, но эти реставрационные  работы позволили говорить о том, что этот шедевр эпохи Возрождения спасён.  Работая над фреской три года, Леонардо создал величайшее творение эпохи  Возрождения. […]

При внимательном рассмотрении ясно, что Леонардо задумал выразить и действительно выразил то смущение, которое охватило апостолов, вместе с желанием узнать, кто предал их учителя. Вот почему в лицах всех апостолов замечается любовь, страх и негодование, или скорбь от невозможности постигнуть мысль Христа. Всё это возбуждает не меньше удивления, чем выраженная с другой стороны непреклонность, ненависть и предательство в лице Иуды.

Каждая малейшая деталь в этом произведении обнаруживает невероятную тщательность, доходящую до того, что ткань скатерти передана с не меньшей реальностью, чем в действительном полотне. Рассказывают, что приор монастыря очень настойчиво приставал к Леонардо, прося его закончить произведение. Ему казалось странным, что Леонардо целую половину дня стоит погружённый в созерцание. Он хотел бы, чтобы художник не выпускал из рук кисти, подобно тому, как не прекращают работу в огороде. Не ограничиваясь этим, приор пожаловался герцогу и так взволновал его, что тот был вынужден послать за Леонардо и искусно побудить его к работе, тонко давая ему при этом чувствовать, что он делает все это по настоянию приора. Зная острый и благородный ум герцога, Леонардо захотел обстоятельно побеседовать с ним об этом предмете (чего он никогда не делал с приором). Он много рассуждал с ним об искусстве и разъяснил ему, что возвышенные таланты тем более преуспевают, чем менее они трудятся. Они творят умом свои замыслы и создают те совершенные идеи, которые потом выражаются посредством рук, отражаясь от того, что уже заключается в духе. Он прибавил, что ему осталось ещё написать две головы, в том числе голову Христа. Он не хотел искать на земле модели для него и в то же время не надеялся воображением уловить красоту и небесную прелесть, подобающие воплощенному божеству. Недоставало и головы Иуды, которая также причиняла ему много забот, ибо он не считал возможным создать воображением лицо человека, который, получив столько благодеяний, нашел в себе жестокость предать своего господина и спасителя мира. Эту последнюю голову ему нужно было бы ещё поискать, но, в конце концов, если он не найдет ничего лучшего, он готов  воспользоваться головою этого столь навязчивого и нескромного приора. Последнее замечание очень насмешило герцога, и он сказал, что Леонардо тысячу раз прав. Таким образом, бедный смущенный приор продолжал подгонять работу на огороде и оставил в покое Леонардо, который кончил голову Иуды, оказавшуюся истинным воплощением предательства и бесчеловечности».

Волынский А.Л., Жизнь Леонардо да Винчи, М., «Алгоритм», 1997 г., с. 471-472.

 

«Бесспорно, величайшим его произведением следует считать «Тайную вечерю», написанную им на стене трапезной монастыря Санта Мария делле Грацие (в Милане), обращённой позднее в кавалерийские казармы. […] Вандализм владетелей монастыря дозволил, ради хозяйственных соображений, пробить в картине дверь, так что частично ноги Спасителя были уничтожены».

Гнедич П.П., Всемирная история искусств, М., «Современник», 1996 г., с. 353.

 

Анализ фрески «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи по Н.Н. Волкову