Анализ фрески «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи по Н.Н. Волкову

«В «Тайной вечере» Леонардо объединение апостолов в группы «по три» создает симметричные ритмические ряды. Объединение по три и цезуры между группами конструктивно необходимы в такой растянутой горизонтали, как кадр этой росписи. Но, кроме того, деление на группы «по три», по-видимому, содержит и сюжетный подтекст. Это как стихотворение, разбитое на строфы. 

Деление на группы говорит, что у каждой группы своя тема внутри общей темы. Делением на группы эти темы прямо не подсказаны. Задача зрителя прочесть эти темы по жестам, по мимике. А откинутая фигура Иуды своим контрастным движением прямо выражает контрастную смысловую связь.  Слова Христа и непроизвольный ответ Иуды.

Создаются два плана внутри действия: «Христос -  апостолы» - хоровая связь, «Христос - Иуда» - связь контрастная.  Симметричный жест раскинутых рук Христа несёт обе функции, конструктивную - связывает левые и правые группы в единый хор -  и смысловую: это жест горького обращения. Остальное - реакция на него. 

Конструктивные связи могут создаваться любыми средствами данного вида искусства. Их функция - облегчать обзор и выделять для восприятия, а иногда и подсказывать смысловые, внутренние связи. Композиция произведения искусства всегда есть конструкция для понимания, конструкция для смысла».

Волков Н.Н., О понятии композиции, в Сб.: Проблемы композиции / Сост. В.В. Ванслов и др. М., «Изобразительное искусство», 2000 г., с. 19-20.