Отдельные творческие решения в архитектуре
Подготовка элитыПодготовка профессиональной элиты
История обучения творческим приёмамИстория обучения именно творческим приёмам, технологиям и т.п.
X
Отдельные творческие решения в архитектуре
Подготовка элитыПодготовка профессиональной элиты
История обучения творческим приёмамИстория обучения именно творческим приёмам, технологиям и т.п.
X
И.В. Жолтовский опубликовал в Строительной газете статью: «О некоторых принципах зодчества».
Кроме этого, ряд его лекций имели аналогичное название:
«Итак, я приобрёл нового ученика, из которого я берусь сделать сознательного творца, архитектора-мастера. Куда же я его поведу, каковы основные этапы его профессионального воспитания?
Процесс обучения мастерству, на мой взгляд, распадается на два основных этапа. Первый - подготовительный, ученический, и второй этап, когда приобретается углубленное понимание сущности и законов архитектуры, на котором вырабатывается творческий метод.
Первый подготовительный этап охватывает 2-3 года обучения. Прежде всего необходимо, чтобы учащийся овладел графической техникой своего мастерства, т. е. всеми средствами изображения и выражения своего замысла на полотне. Во-вторых, он должен на практике ознакомиться со строительными материалами, строительными процессами. И, наконец, его нужно постепенно подвести к третьему циклу, т. е. к решению самостоятельных творческих задач, непрерывно развивая и обогащая его архитектурное мышление.
Значит, практика, работа на постройке, обязательна с первого дня. Таким образом, в течение первых 2,5-3 лет молодой архитектор пройдет подготовительную школу, овладеет техникой изобразительных искусств – производством - и научится решать элементарные творческие задачи.
Техника рисунка, тушёвки, отмывки и лепки должна быть освоена архитектором на первых же шагах обучения. Для архитектора овладеть рисунком - значит уметь построить плоскостное изображение любого предмета в любых поворотах и сокращениях. Этот рисунок «disegno» по мнению мастеров Возрождения, являйся основой всех пространственных искусств. Он даёт такое знание объёмной формы, которое позволяет изображать её не только с натуры, но и на память. Пассивное копирование с натуры, которое практикуется в наших архитектурных вузах и академиях, не развивает этих знаний, а убивает их, особенно тогда, когда оно усложняется законченным выполнением.
Рисование с натуры должно преподаваться на основании изучения природы, изучения реальной формы и законов её построения. Наряду с натурным рисунком надо развивать умение копировать хорошие оригиналы, будь то орнаментальные слепки, образцовые чертежи или отмывки крупных мастеров. Но и здесь необходимо следить за тем, чтобы ученик мыслил и работал стереометрически, объёмно. Мало срисовать орнамент, надо уметь его вылепить из глины, в особенности полезно реставрировать трехмерные орнаментальные фрагменты. Такое практическое изучение прекрасных образцов, уменье их осмысленно воспроизводить является прекрасным поводом для того, чтобы подвести молодого архитектора к проблеме истории. Проработав разрез флорентийского купола или орнамент античного фриза, учащийся никогда не забудет того, что я ему расскажу о Брунеллеско или о построении античного орнамента. И если я ему в связи с выполнением этих работ покажу другие произведения того же мастера или сопоставлю построение греческого орнамента с построением римского и посоветую прочесть несколько интересных отрывков, касающихся этих эпох, он получит подлинно конкретные сведения по истории архитектуры, которые за 2-3 года принесут больше реальной пользы и лучше запомнятся, чем обычный курс истории архитектуры с бесчисленным количеством мелькающих перед глазами диапозитивов.
Параллельно с овладением техническими средствами архитектурного изображения и выражения необходима опытно-производственная практика учащегося. С самых первых шагов он должен систематически знакомиться со строительными материалами, строительными процессами, причём непременно в натуре, в мастерских и на постройке.
Под руководством опытных мастеров он должен изучать кладку фундамента, каменотёсные, плотничьи, столярные, штукатурные и лепные работы. Он должен не только всё это видеть, но и научиться сам делать простейшие работы, чтобы собственными руками и мускулами проверить, например, большую эластичность известкового раствора под тяжестью кирпича, чем цемента. Он должен получить ясное представление о свойствах каждого материала и его роли в постройке, о последовательности строительного процесса. Правильно это или нет?
Курс строительной техники и курс технологии материалов позволит ему систематизировать и закрепить те знания, которые он получил на опыте и в натуре. Я говорю об этих курсах, имея в виду, что по объёму и содержанию они будут рассчитаны именно на архитектора. Подчёркиваю я это потому, что в нашей вузовской практике учащегося загружают огромным количеством всяких технических и математических сведений, алгебраическими выкладками и сложными расчётами, с которыми ему впоследствии никогда не придётся встретиться, и поэтому он их никогда не запомнит.
Часто видишь, как молодой человек, прошедший архитектурную школу и умеющий вычислять арки и купола, рисует такие арки и купола, которые обязательно развалятся. Он должен загрузить их, а он этого принципа не знает. Элементарное знакомство со строительным процессом надо проводить каждое лето. Если учащийся проработает на постройке в качестве рабочего, он на всю жизнь будет застрахован от бумажного и абстрактного проектирования.
Самое важное, чтобы уже на подготовительной ступени все преподавание в школе было направлено к развитию творческих навыков, творческой индивидуальности и архитектурного мышления. Для осуществления этого третьего цикла обучения необходимо, на мой взгляд, следующее в течение 2,5-3 лет нужно время от времени после начала занятий на два месяца отрывать ученика от копирования графических работ и посылать его в большую художественную мастерскую, чтобы он увидел кухню своего будущего мастерства. Он увидит большие доски, большие чертежи и проекты, увидит, ради чего он учится. Не владея ещё мастерством, не выполняя даже самых элементарных подсобных заданий, оставаясь на положении подмастерья, он получит ясное представление о всём комплексе, масштабе и последовательности творческого и технического процесса проектирования.
Такое стажёрство, по-моему, обязательно не только в начальной стадии обучения, но и в конце, перед тем, как ученик переходит к самостоятельной творческой работе. Когда он кончает курс, его опять нужно послать в ту же мастерскую, где он уже сможет критически отнестись как к собственной подсобной работе, так и к работе старших товарищей.
Такому ученику надо хоть один раз в месяц давать маленькие композиционные задачи, каждый раз их усложняя. Темы этих заданий надо брать из современной строительной практики нашей страны. Они не должны быть абстрактны, должны научить использовать принципы того или иного решения, а не слепо копировать эти решения или его отдельные формы и детали.
Элементарные знания конструкций, которые учащиеся приобрели на постройке, помогут им быть правдивыми в решении первых композиционных задач. Надо внимательно следить за тем, чтобы в этих первых опытах сказалась индивидуальность ученика. Пусть он спорит со мной, но я никогда ничего ему не буду навязывать и предпочту робкое самостоятельное решение голому копированию.
Между мной и моим юным воспитанником с самого начала должен установиться близкий художественный контакт. Я должен развивать в нём все те художественные задатки, которые я обнаружил во время первой, но не последней нашей беседы. Беседовать с ним я буду как можно чаще, стремясь к тому, чтобы ещё не осознанная им любовь к природе, к прекрасному постепенно приобретала характер логического сюжета. Я буду добиваться, чтобы о каком-нибудь, архитектурном произведении, вызвавшем в нём эстетическое волнение, он сам сумел сказать, почему ему эта вещь нравится, а другая - нет. Важно, чтобы он решил, что прекрасные явления и предметы прекрасны потому, что в их построении есть закономерность, и они не могут быть воплощены в другую форму.
Когда перед ним начнут вырисовываться очертания художественного образа и творческого метода, то эти первые опыты анализа воспитают в нем способность критического отношения к художественному произведению, способность к самокритике. Чем больше он будет знать, тем с большей критикой он будет относиться к себе. Таковы в общих чертах те задачи, которые я ставлю себе при воспитании молодого художника на первой ступени мастерства.
Прошло 2-3 года. Я вижу молодого архитектора, который свободно владеет техникой своего дела, рисунком, черчением, лепкой и т. д. Он умеет сложить печь и протянуть карниз, он прекрасно знает свойства материалов и может показать неопытному рабочему, как обращаться с данной породой дерева или как поставить раму. Он имеет общее, но конкретное представление об истории искусства. Он решил десятка два простых, но самостоятельных композиционных задач, связанных с текущей архитектурной практикой. Он много времени провёл в мастерской, на стройке и прекрасно знает, как создается проект, как он осуществляется в натуре. У него есть художественная индивидуальность и свой вкус, но он ещё не владеет архитектурной композицией и только начинает архитектурно мыслить, у него только рождается представление о тех закономерностях, которые лежат в основе построения архитектурного образа и на которых зиждется творческий метод архитектора.
Годы ученичества прошли. Начинается второй этап - годы сознательного творчества. Можно так учить? […] мастер именно так будет учить. Я не берусь точно определять: какая программа для вуза, а какая для академии. Я не берусь точно определить продолжительность второго этапа, обучения высшему мастерству. Срок окончания учебы, сдача последней конкурсной, дипломной работы, за которую выдается высокая награда, зависит от способностей и успеваемости молодого мастера. В среднем её надо рассчитывать на 3-4 года. Одарённый архитектор и в более короткий срок справится с этими труднейшими задачами.
На втором этапе воспитания мастера он целиком занят проектированием. Учёбы нет. Он её закончил, сдал экзамены, он свободен и ведет уже большую самостоятельную работу на постройке. В течение 3-4 последних лет никаких лекций не нужно. Молодой мастер достаточно созрел, чтобы самостоятельно восполнять пробелы своего общего и художественного образования.
Основное отличие второго этапа обучения от первого заключается в том, что теперь все работы строятся на основе соревнования. Каждая композиционная задача, каждый проект выполняются по конкурсу. Я считаю, что атмосфера здорового соревнования вырабатывает характер молодого мастера, определяет его этический облик, рождает стремление к высшим достижениям, чувство, ответственности, взыскательности к себе и уважение к другим. Развивая в нём эти черты, я воспитываю будущего архитектурного деятеля не только как художника, но и как человека.