Творец и эпоха по Хендрику Берлаге

Хендрик Берлаге в сборнике своих работ публикует статью: Искусство и общество / Kunst en Maatschapij.

Приводим фрагмент, озаглавленный автором: «Личность в искусстве»:

«А разве Гёте не был великим мастером? Разве он менее значителен, чем Гомер, Данте и Шекспир? Если мы обратимся к его произведениям, то убедимся в том, что он принадлежал к числу самых великих художников, хотя его эпоха не отмечена большой культурой. И если бы его эпоха обладала более развитой культурой, он достиг бы своим искусством ещё больших высот. Разве Бетховен не являлся одним из величайших художников, которые не часто появляются на свет? А ведь он оказался непонятым, потому что жил в эпоху со слаборазвитой культурой. Как знать, может быть, его искусство получило бы ещё более сильное развитие, если бы он был свободнее и если бы его больше понимали.

Разве Земпер не был таким же великим архитектором, как Иктин или Браманте? Обратившись к его произведениям, мы можем с полным правом отнести Земпера к числу величайших архитекторов всех времён. И всё же его творениям кое-чего недостаёт. Возможно, им недостаёт души, делающей великими произведения искусства.

Всё сказанное свидетельствует о том, что, хотя великие мастера существовали во все времена, обстоятельства не всегда позволяли им выразить себя в великих творениях. В связи с этим нетрудно понять, какую огромную трагедию переживает переходный период. [...]

«Художественная культура возможна только в условиях всеобщей культуры», - писал Мутезиус. Во времена общего бескультурья творят одиночки, развивается индивидуалистическое или, вернее, субъективистское искусство, что объясняется отсутствием гармонии духа, а следовательно, и гармонии формы.

Безусловно, отдельные личности способны на великие свершения, и приведенные мной примеры являются тому доказательством. Гении, подобные Бетховену, Гёте и Эйлеру, могут создавать великие произведения, но их искусство остаётся ниже того уровня, который был бы достигнут в эпоху величайшего развития культуры. Исходя из этого, мы можем в ходе всего исторического развития выделить лишь две эпохи величайшей культуры, которые превосходили все остальные. И хотя более или менее значительные явления культуры имели место на протяжении всей истории, - руководствуясь основными принципами, мы можем назвать поистине великими только античную и феодальную эпохи. Любопытно отметить, что наиболее значительные произведения были созданы прежде всего в архитектуре этих эпох. Строительство было тогда важнейшим из искусств. На основе этого мы можем сделать вывод, что если архитектура не развивается, то не может быть никакой культуры.

Развитие архитектуры является в известной степени мерилом оценки значения той или иной эпохи. Поэтому нет никакого противоречия в том, что в XVIII и XIX веках большое развитие получило музыкальное искусство. Ведь в переходный период могут развиваться различные виды искусств. Но только тогда мы можем достигнуть идеала единства, который следует назвать высоким стилем, когда художники объединены чувством единства, как это было во времена античности и в эпоху средневековья. В первом случае речь идет только об индивидуальном стиле, во втором - прежде всего о стилевом единстве различных видов искусств.

Устанавливать связь между стихами Гомера и архитектурой - это, возможно, выглядит излишней изощренностью. Но разве сдержанный ритм греческой музыки не является отражением столь же сдержанных форм в архитектуре».

Цитируется по книге: Иконникова А.В., Мастера архитектуры об архитектуре, М., «Искусство», 1971 г., с. 103-104.


Внешние обстоятельства и творческая личность по Г.С. Альтшуллеру