Комментарий опытов В. Кёлера по инсайту И.П. Павловым

И.П. Павлов повторил ряд опытов Вольфганга Кёлера и других учёных с обезьянами и так проинтерпретировал их: «Там ровно ничего такого нет, чего бы мы не изучали на собаках. Это ассоциационный процесс, а затем процесс анализа при помощи анализаторов, при вмешательстве тормозного процесса, чтобы отдифференцировать то, что не соответствует условиям. Ничего большего на всём протяжении опытов мы не видели. Следовательно, нельзя сказать, что у обезьян имеется какая-то «интеллигентность», видите ли, приближающая обезьян к человеку, а у собак её нет, а собаки представляют только ассоциационный процесс».

Павлов И.П., Избранные произведения, М., «Государственное издательство политической литературы», 1951 г., с. 483.

 

В. Кёлер писал, что при затруднении «обезьяна задумывается»… И.П. Павлов комментирует:

«Оказывается доказательство разумности есть молчаливое бездействие обезьян» […] «Когда задача у «Рафаэля» (имя одной из обезьян  - Прим. И.Л. Викентьева) путается, - рассказывает Павлов, - то он действительно отведёт глаза в сторону или вбок, а потом повернётся снова и сделает. И это очень просто. Когда он двигается, у него мелькают реальные образы этих палок, а когда отвлечется от этих реальных впечатлений, то имеет перед собой только постоянное изображение следов отдельных палок, тогда эта ассоциация происходит безвозбранно. Так и должно быть. Вот как дело представляется по-настоящему»

Павлов И.П., Избранные произведения, М., «Государственное издательство политической литературы», 1951 г., с. 489 и 488.

 

«Конечно, нужно понять это таким образом, - говорит Павлов, - что Кёлер заядлый анимист, он никак не может помириться, что эту душу можно взять в руки, взять в лабораторию, на собаках разъяснить законы её деятельности. Он того не хочет допустить» […]  «На самом деле дело обстоит иначе. Во всех этих процессах, которыми он пренебрёг,- в этом весь интерес...

Я говорю, что это и есть разум, вся эта - деятельность, когда обезьяна пробует и то и другое, это и есть мышление в действии, которое вы видите собственными глазами.

Это есть ряд ассоциаций, которые частью уже получены в прошлом, частью на ваших глазах сейчас образуются и получаются, на ваших глазах комбинируются или слагаются в положительное целое или, наоборот, постепенно тормозятся, идут к неуспеху... Значит, мышление до известного пункта ничего другого не представляет, как ассоциации, сперва элементарные, стоящие в связи с внешними предметами, а потом - цепи ассоциаций. Значит, каждая маленькая первая ассоциация - это есть момент рождения мысли... Однако это только одна половина мышления... Но затем выступает другой процесс, кроме этой ассоциации, - процесс анализа. Анализ, как вы знаете, сперва основан на анализаторской способности наших рецепторов, а затем на разъединении связей, также осуществляемом корой больших полушарий головного мозга. Этот процесс нам хорошо знаком по опытам с нашими условными рефлексами. Если вы образовали на какой-нибудь тон временную связь с пищей, а затем пробуете другие тоны, не подкрепляя их пищей, то сначала у собаки происходит временная иррадиация, происходит раздражение и ближайших пунктов.

Это мы называем генерализацией, Когда связь с этими другими тонами не оправдывается действительно (то есть, не подкрепляется пищей – Прим. И.Л. Викентьева), тогда присоединяется процесс торможения. Таким образом, реальная связь ваша становится всё точнее и точнее».

Павлов И. П. Избранные произведения, М., «Государственное издательство политической литературы», 1951 г., с. 490 и 514-515.

 

 
Инсайт в научении («Ага-реакция») по Вольфгангу Кёлеру.