Бонавентура пишет трактат: Путеводитель к Богу / Itinerarium mentis in Deum.
Если изложить суть работы упрощённо и на современном языке, то постулируется шесть способностей души: ощущение, воображение, смысл, понимание, ум и вершина души – «светоч синдерезы».
Последняя – высшая творческая способность, которая превосходит все другие способности и обозначает откровение Бога, воссоединение с Богом через озарение, неземной свет (иллюминацию). Подобное откровение было дано Франциску Ассизскому в виде шестикрылого серафима…
Для высшего описания этого состояния не хватает ни разума, ни слов…
Вот как об этом пишет автор трактата:
«Итак, пройденные нами шесть ступеней размышления - это словно шесть ступеней трона истинного Соломона, приведшие нас к миру, где истинно мирный человек вкушает покой в мире души, словно во внутреннем Иерусалиме. Эти ступени подобны также шести крыльям серафима, благодаря которым душа, преданная истинному созерцанию, преисполненная озарением высшей мудрости, готова к полёту. Эти ступени созерцания подобны и шести первым дням творения, в течение которых душа проявила свою деятельность, чтобы достичь субботы покоя. Последовательно наша душа созерцает Бога в окружающем мире через следы и в следах, в себе - через образ и в образе, выше себя - через отражение божественного света, отсвечивающего в нашей душе, и в самом свете, в соответствии с возможностями нашего положения как паломников в этой жизни и подготовленностью нашей души. Когда же душа наконец достигнет шестой ступени, чтобы узреть в высшем Первоистоке, в посреднике между Богом и людьми, Иисусе Христе, то, подобное чему в творении вообще невозможно найти и что превосходит возможности человеческого понимания, остается нам только то, чтобы это умозрение перешло и вышло за пределы не только этого воспринимаемого чувствами мира, но и поднялось также и над уровнем души. В этом переходе Христос - это путь и дверь, Христос - это лестница и судно, а также сень над ковчегом Завета и «тайна, скрывавшаяся от вечности»».