Различные аспекты, связанные с процессом мышления
Категории / Картины мираПредельные категории, различные картины (модели) мира
X
Различные аспекты, связанные с процессом мышления
Категории / Картины мираПредельные категории, различные картины (модели) мира
X
Тед Фолконар / Ted Falconar, опираясь на идеи Альфреда Коржибского сформулировал:
«Правила неаристотелевского мышления
1. Слова - это не предметы, которые они обозначают. Слова, которые мы применяем к предмету, никогда не охарактеризуют весь объект. Что бы мы не называли словом - его не существует!
2. Каждая вещь уникальна, потому что нет двух абсолютно одинаковых вещей, иначе говоря, ничто ни похоже на что-то еще.
3. Каждую вещь следует рассматривать в совокупности; ум, например, не отделяется от тела. Более того, мы соединены со всеми объектами на тонких уровнях. Это - холистическая точка зрения на мир.
4. Никакие видимые границы не отделяют наблюдателя от наблюдаемого объекта; они соединяются вне правил.
5. Реальность - структурна, не вербальна; она имеет форму, модель и образ.
6. Визуализация жизненно важна для неаристотелевского мышления. О ней следует думать, как о крайне точном языке перевода реальности в разум.
7. Слова дают человечеству важную способность передавать идеи от одного поколения к другому, от одного человека - другому, но они ограничены, т. к. не приближаются к реальности.
8. Почти все аргументы создаются людьми, путающими различные уровни абстракции или полагающими, что два объекта одинаковы, когда в действительности они различны. Структурный дифференциал полезен именно для того, чтобы положить конец таким спорам и заблуждениям.
9. Использование структурного дифференциала требует паузы во время раздумий над проблемой; эта пауза жизненно важна для правильного мышления.
10. Реальность далека от слов и очень отличается от того, что о ней думает наивный человек; неаристотелевское мышление приближается ближе к реальности, которая и формирует отношения между гениями и творческими личностями.
11. Традиционная система логики «предмет / объект», как видно по силлогизму, является в корне ошибочной и ведёт к бесконечной путанице. Коротенькое слово «все» в силлогизме «все так и так все» принесло больше вреда мышлению, чем любое другое слово в языке.
12. Единичный объект имеет много характеристик на разных уровнях, таких как макроскопический, микроскопический и подмикроскопический. Большинство таких характеристик нам неизвестно, поэтому они и не включены в слово, которым называются, т. е. название объекта. Эти упущенные характеристики являются решающими и означают, что низшие и высшие абстракции никогда не следует путать, подобно тому, как не следует путать предмет и его название.
13. Порядок протекания восприятия в аристотелевском мышлении вялый, ведущий к отдельным умственным заболеваниям.
Естественный порядок таков: видеть - пауза - чувствовать - ощущать - чувствовать интуитивно - создавать зрительные образы; только после этого наступает очередь умственной вербализации.
Аристотелевский же мыслитель видит объект и немедленно приступает к его вербализации, отмечая отдельные сходства с чем-либо ещё или узнавая его; он «знает» всё об этом объекте.
14. Большинство слов имеет множество значений, поэтому важен лишь полный контекст фразы или предложения. […]
На Западе образование осуществляется путём вербального обучения, которое начинается в детском садике, где слово, например, «яблоко» сначала произносится по буквам и детям показывают само яблоко: слово «яблоко» становится реальным яблоком в их уме, и тут начинаются наши проблемы. Любой человек увидит, что слово «яблоко» не есть реальное натуральное яблоко; к сожалению, этот метод заставляет людей чувствовать так, как если бы слово являлось предметом. Нетворческие интеллектуалы думают таким же образом, как обучают детей, только их слова длиннее и более сложные. Они входят в мир слов, который должен быть двухмерным или даже трехмерным, в то время как внешний мир, реальность, является многомерным».
Фолконар Т., Творческий интеллект и самоосвобождение: Корзыбский, неаристотелевское мышление и Восточное осознание, М., «КСП+», 2003 г., с. 31-34.