Отличие гения от психопата по Максу Нордау

«Отнимите у гения то дарование, которое ставит его так высоко над толпой, и он, тем не менее, останется человеком очень умным, дельным, нравственным, здравомыслящим, который с честью  займет всякое общественное положение.

Но попробуйте отнять у психопата его дарование, и вы получите только преступника или сумасброда, ни к чему не пригодного в жизни.

Если б Гёте не написал ни одного стиха, он всё-таки остался бы необычайно умным и порядочным человеком, тонким ценителем искусства, эстетиком коллекционером и замечательным знатоком природы.

Наряду с ним представим себе Шопенгауэра: если бы он не был автором удивительных  книг, то мы имели бы пред собою только антипатичного эксцентрика, который не мог бы быть терпим среди порядочных людей и место которого было бы прямо в доме для умалишённых, так как он, видимо, страдал манией преследования. Беспорядочность ума, неуравновешенность, беспомощность способностей выродившегося гениального субъекта бросаются в глаза всякому  трезвому наблюдателю, не подчиняющемуся крикливым похвалам болезненно настроенных критиков: он всегда отличит психопата от нормального выдающегося человека, указывающего людям новые пути и приводящего их на высшую ступень развития. Я не разделяю мнения Ломброзо, будто бы гениальность, вызываемая вырождением, содействует прогрессу человечества. Лица, обладающие такой гениальностью, подкупают, ослепляют, к прискорбию,  производят нередко сильное впечатление, но оно всегда вредно. Это не замечается  с первого взгляда, но постепенно обнаруживается.

Если современники и ошибаются на этот счёт, то история исправляет их ошибку. Люди эти также ведут человечество к новым целям,  по новым, открытым ими путям. Но пути их приводят в пустыни или к пропастям. Они не путеводители, а блуждающие огни. Все исследователи прямо указывают на бесцельность их дарований. Тарабо говорит: «Это - эксцентрики, неясные умы, люди, утратившие равновесие или неспособные; они принадлежат к числу тех существ, о которых нельзя сказать, что у них нет ума, но ум их не создает ничего полезного». Легрен пишет: «Их соединяет общая характеристическая черта: слабость суждения и неравномерное развитие умственных способностей. В сочетании представлений они проявляют бессилие. Их мозг не рождает великих идей, плодотворных мыслей. Это обстоятельство составляет странное противоречие с часто необыкновенно развитым у них воображением». «Когда они художники, - говорит Ломброзо, - то характеристической способностью их является сочность красок, их живопись отличается декоративностью. Когда они поэты, то они обладают богатой рифмой, блестящей формой, но отсутствием идей; зачастую они декаденты».

Таковы самые даровитые из тех, которые отыскивают в искусстве и литературе  новые пути и провозглашаются пылкими учениками провозвестниками  будущего. Между ними господствуют маттоиды или психопаты. Что же касается  толпы, которая с восторгом внимает им и идет за ними, которая подражает  придуманным ими модам и предается описанным в предыдущей главе странностям,  то к ней большею частью применим второй из диагнозов: тут мы имеем  дело преимущественно с истеричными неврастениками».

Макс Нордау, Вырождение. Современные французы, М., «Республика», 1995 г., с. 37-38.

 

Качества настоящей творческой личности по Г.С. Альтшуллеру