Осознанность жизни и дисциплина в обществе по Максу Нордау

«Можно ли соответственным лечением ускорить процесс выздоровления современной  интеллигенции от постигшей её нервной болезни?

Я уверен в этом и только потому предпринял настоящий мой труд.

Слишком было бы наивно думать, что можно урезонить психопатов, доказав  им, как дважды два четыре, что они душевнобольные. Тот, кому приходилось  по роду своих занятий иметь дело с сумасшедшими, хорошо знает, что  совершенно бесполезно убеждать их доводами в болезненном характере и вздорности  их навязчивых представлений. Вы добьётесь только того, что они будут  смотреть на Вас, как на своего врага, и жестоко Вас возненавидят или же сочтут  Вас за дурака и поднимут на смех.

Фанатическим последователям психопатически модных течений в искусстве  и литературе, которые, не будучи сами психически больны, тем не менее, близки  к сумасшествию, точно так же было бы бесполезно доказывать, что они увлекаются  ерундой. Они этому не поверят, да и не могут поверить, потому что  произведения, в которых психопатизм бросается в глаза всякому нормальному  человеку, им доставляют удовольствие. Это выражение их собственной умственной  исковерканности и развращённости их инстинктов. Подобного рода произведения  приводят межеумков в восторг, который они принимают за эстетическое  наслаждение, между тем как на самом деле он проявление сладострастия, и их  восторг настолько неподделен и непосредствен, что всякая попытка доказать им,  что их излюбленные произведения не только не доставляют удовольствия, а,  напротив, возбуждают отвращение, вызывает с их стороны только раздражение  или сострадание. Можно доказать пьянице, что водка вредна, но его едва ли  можно убедить, что она невкусна. Для него она имеет очень приятный вкус.

Пусть критик-психиатр попробует сказать человеку умственно расстроенному:  «Эта книга - отвратительный бред». Больной совершенно искренно ответит:  «Бред? Это возможно. Но что этот бред отвратителен, я этому не поверю. Я об  этом лучше могу судить. Она меня глубоко волнует, и всё, что вы говорите, не  изменит моего впечатления». Люди с более расшатанной нервной системой не  останавливаются на этом, а говорят попросту: «Мы ощущаем всеми нервами  прелесть этого произведения; вы этого не испытываете; тем хуже для Вас. Вместо  того чтобы понять, что Вы лишённый всякого эстетического чутья вандал  и тупоумный буржуа, Вы хотите нас уверить, что мы не понимаем собственных  наших чувств. Если кто из нас бредит, то это Вы».

История культуры слишком ясно доказывает, что иные сумасшествия вызывают  пламенное воодушевление и имеют в течение столетия и даже тысячелетия  преобладающее влияние на мышление и чувства миллионов людей, потому что  они потворствуют данному инстинкту.

Доводы разума бессильны перед тем, что  человеку доставляет удовольствие.

Безнадёжных психопатов следует предоставить их собственной участи. Излечить  или спасти их нельзя. Они будут некоторое время безумствовать, затем  погибнут. Не для них, очевидно, написана эта книга. Но можно, по крайней мере  локализовать болезнь, и к этой цели должны быть направлены все усилия,  потому что психопатическими течениями увлекаются, кроме лиц, обречённых на  это состоянием своего организма, многие жертвы моды и хитрого обмана,  и этих-то людей можно направить на истинную дорогу. Если же мы их безучастно  предоставим влиянию шутов-графоманов и их слабоумных или злонамеренных  сателлитов-критиков, то неминуемым последствием такого уклонения от  прямой своей обязанности будет более быстрое и сильное распространение  умственной заразы и более медленное исцеление цивилизованного человечества  от болезни века.

Людям полубольным или здоровым, попадающимся на удочку ловко задуманных  лозунгов или по безрассудному обезьянству бросающимся туда, куда  спешит толпа, надо было прежде всего доказать, что модные эстетические  течения порождены умственной болезнью. Некоторые критики хотели зажать  мне рот аргументом, что «если приведённые симптомы служат доказательством  вырождения и умственной болезни, то вообще приходится признать всю поэзию  и искусство, даже лучшие их произведения, плодом творчества сумасшедших  и психопатов, потому что и в них встречаются те же симптомы вырождения».

На  это я возражу следующее: если бы научная критика, исследующая художественные  произведения на основании данных психологии и психиатрии, пришла  к выводу, что вся художественная деятельность имеет болезненный характер, то  это ещё вовсе не служило бы доказательством неправильности моего критического  метода. Получился бы только новый вывод в области человеческого знания.  Правда, мой метод рассеял бы приятное заблуждение и вызвал бы у многих  горькое чувство, но наука не должна смущаться соображением, что добытые ею  результаты рассеивают приятные иллюзии и заставляют людей, живущих традициями,  отказаться от привычных воззрений. Вера, конечно, пользуется несравненно  большим авторитетом, чем искусство; она оказала человечеству на известных  ступенях его развития поважнее услуги, утешала и возвышала его, способствовала  его нравственному развитию больше, чем даже величайшие  художественные гении, и, тем не менее, наука, не колеблясь, объявила многие  вероучения субъективным заблуждением человека; она, следовательно, ещё менее  будет колебаться признать искусство болезненным, если факты убедят её в этом.

К тому же болезненное не должно быть непременно безобразным и вредным.  Мокрота чахоточного и жемчуг, оба - болезненные выделения, но разве жемчуг  безобразнее, а мокрота привлекательнее вследствие того, что оба они однородного  происхождения? Колбасный яд - выделение бактерий, этиловый спирт -  выделение дрожжевого грибка. Но разве однородным происхождением обусловливаются  одинаковое вкусовое ощущение зараженной ядом колбасы и стакана  старого рейнвейна? Если будет доказано, что «Вертер» Гёте страдает безрассудным  эротизмом и что «Божественная комедия» или «Фауст» - символические  произведения, то это ещё не будет говорить в пользу «Крейцеровой сонаты»  Толстого и «Росмерсхольма» Ибсена.

Всё это возражение объясняется, в сущности, пониманием простейших биологических явлений. Между болезнью и здоровьем существует различие не качественное, а количественное. Жизненная деятельность клеточек и клеточной ткани или органов бывает только одна. Она одинакова у больного и здорового человека; только иногда она повышена, иногда понижена, и, когда уклонение от нормы вредит всему организму, мы называем её болезнью. А так как речь идет о степени уклонения, то провести резкую границу невозможно. Крайние случаи, разумеется, узнаются легко.

Но кто возьмётся с точностью определить, на каком именно пункте начинается  уклонение от нормы, т. е. от здоровья? Больной мозг работает по тем же законам,  как и здоровый, но он не вполне или преувеличенно повинуется этим законам. Так,  например, в каждом человеке есть склонность ложно истолковывать чувственные  впечатления. Но болезнью эта склонность становится только тогда, когда она  выступает очень резко. Человеку, едущему по железной дороге, кажется, что  ландшафты проходят мимо него, а что сам он сидит неподвижно; страдающий  манией преследования воображает, что в него направляют зловоние или электрические  токи».

Макс Нордау, Вырождение. Современные французы, М., «Республика», 1995 г., с. 322-324.

 И далее:

«Наиболее действенное лечение болезни века заключается, на мой взгляд,  в следующем: надо указывать на руководящих психопатов и истеричных, как на  больных, срывать личину с подражателей и клеймить их, как врагов общества,  предупреждать публику против лживых начинаний этих паразитов.

Автор этих строк, поставивший себе жизненной задачей бороться против  старых предрассудков, распространять просвещение, защищать свободу индивида  против насилия и традиционной рутины, должен с особенной энергией восстать  против присвоения себе самых дорогих ему лозунгов жалкими проходимцами,  улавливающими ими наивных людей. «Свобода», «прогресс», «истина»  этих господ - не то, что мы разумеем под этими словами. Мы не имеем с этими  господами ничего общего. Они хотят потопить сознание в бессознательном, мы  хотим укрепить и обогатить сознание. Они дорожат разбродом мысли, мы  дорожим вниманием, наблюдением и познанием. Вот чем отличаются истинно  передовые люди от шарлатанов, называющих себя передовыми людьми: кто  проповедует отсутствие дисциплины, тот враг прогресса; кто поклоняется своему  «я», тот враг общества. Главное основание всякой общественной жизни -  любовь к ближнему и готовность нести жертвы, а прогресс является результатом  обуздания зверя в человеке, самообуздания и более тонкого сознания своих  обязанностей, своей ответственности.

Эмансипация, которой мы добиваемся,-  эмансипация не страстей, а суждения или, выражаясь громогласным словом  Писания: «Не думайте, что я пришёл нарушить закон или пророков: не нарушить  пришёл я, но исполнить».

Макс Нордау, Вырождение. Современные французы, М., «Республика», 1995 г., с. 327.


Качества настоящей творческой личности по Г.С. Альтшуллеру