Типовые (типичные, воспроизводящиеся) ошибки…
Мышление и интеллектРазличные аспекты, связанные с процессом мышления
Обучение детейЗакономерности и эффекты качественного (!) обучения дошкольников, школьников…
X
Типовые (типичные, воспроизводящиеся) ошибки…
Мышление и интеллектРазличные аспекты, связанные с процессом мышления
Обучение детейЗакономерности и эффекты качественного (!) обучения дошкольников, школьников…
X
Жан Пиаже выпускает книгу: Речь и мышление у ребёнка / Le Langage et la pense chez l'enfant, где описывает ряд экспериментов с детьми.
Учёный заметил, что маленькие дети определённого возраста делают типовые интеллектуальные ошибки, которые не делают дети старшего возраста.
Так, в книге были опубликованы два эксперимента (ставших классическими) по изучению «центрации восприятия» у детей.
Учёный «… сажал ребёнка перед макетом трёх гор, которые по-разному выглядели с разных сторон макета. А напротив сажали куклу. Потом ребёнка просили выбрать из нескольких фотографий ту, которая соответствовала точке зрения с его стороны. Но когда ребёнка просили найти фотографию с видом, который находится перед куклой, он снова выбирал тот вид, который видел перед собой.
Ребёнок не мог представить, что кукла видит макет гор по-другому. Это и есть проявление эгоцентризма и показатель центрации восприятия - способность видеть мир только со своей точки зрения. Восприятие игры актёров даёт взрослому человеку посмотреть на мир и на самого себя с другой точки зрения.
В ролевой коллективной игре, как установил отечественный психолог Д.Б. Эльконин, происходит переключение с одной роли на другую, с собственной позиции ребенка на позицию другого человека. Так происходит преодоление эгоцентризма и формируется способность к децентрации. Благодаря ей другая мысль, в частности мысль учителя, может становиться предметом рассуждений ребёнка, формируется возможность его обучения и приобретения им нового опыта. Сначала ребёнок в игре образует множество различных центраций. Затем происходит отделение себя от образа другого и его точки зрения. Теперь на неё можно не становиться, а только представлять её в своём воображении».
Петрушин В.И., Психология и педагогика художественного творчества, М., «Академический Проект»; «Гаудеамус», 2008 г., с.117.
Другой эксперимент Жана Пиаже заключался в том, что ребёнку, имеющему братьев и сестёр, последовательно задавалось два вопроса:
- первый - сколько у тебя братьев и сестёр?
- второй – сколько сестёр и братьев у твоего брата или сестры?
Если на первый вопрос, например, ребёнок отвечал, что у него один брат, то во втором ответе он отвечал: «Брата нет». Второй ответ интерпретируется как то, что сам ребёнок не считает себя «братом или сестрой», то есть, не осознаёт, что может не быть «центральным» объектом…
Помимо «центрации восприятия» (как писал Жан Пиаже: «ребёнок судит всегда обо всем со своей собственной, индивидуальной точки зрения; ему очень трудно стать на позицию других») было установлено, что для мышления маленьких детей характерны и такие феномены:
- синкретизм (нерасчленённость детского мышления);
- трансдукция (переход от частного к частному, минуя общее);
- артифициализм (искусственность, «придуманность» мира);
- анимизм (приписывание свойств людей неодушевлённым предметам);
- нечувствительность к логическим противоречиям.