Различные классификации, кроме Классификаций ТЛ
Психологические эффекты, техники работы. В ряде случаев эти эффекты могут иметь отношение и к творческой деятельности…
X
Различные классификации, кроме Классификаций ТЛ
Психологические эффекты, техники работы. В ряде случаев эти эффекты могут иметь отношение и к творческой деятельности…
X
В 1924 году по просьбе С.О. Грузенберга, В.М. Бехтерев рассказал о своём понимании творчества: «… следует различать два вида творчества:
1. Интуитивный, вернее безотчётный - внезапное озарение. Мысль улавливается, ставится проблема для разработки и затем постепенно разрешается. Это безотчётное вначале творчество переходит в подотчётное в последующем времени.
2. Систематический, когда ставится проблема, как рабочая гипотеза в форме возможного вывода из добытой истины или добытых фактов, что всё равно.
И там, и здесь проблема является раздражителем, но в первом случае толчком для неё является как бы самородно возникающий побочный результат работы в форме сочетательной деятельности, тогда как во втором случае, она ставится, как результат сосредоточения на планомерно развивающейся умственной работе в форме анализа и синтеза, являясь гипотезой, как одним из возможных выводов из имеющихся данных.
Итак, резюмирую: проблема - раздражитель, творчество - ответная на него реакция и продукт творчества, как результат окончательного разрешения этой реакции или совокупности рефлексов.
Как же действует раздражитель? Он возбуждает рефлекс сосредоточения, который, в свою очередь, вызывает благоприятный для деятельности мимико-соматический рефлекс, обеспечивающий подъём энергии, благодаря действию сосудодвигателей и отделению гормонов внутренней секреции, возбуждающих мозговую деятельность. Сосредоточение же в сопутствии с мимико-соматическим рефлексом, как доминанта в мозговой деятельности, с одной стороны привлекает к себе совозбуждения из всех других областей мозга, концентрируя около себя путём воспроизведения прошедшего опыта весь запасный материал, стоящий в том или ином отношении к раздражителю т. е. проблеме, и с другой стороны затормаживая все другие, не идущие к делу процессы мозговой деятельности. Причём и самая проблема на тот или другой период времени становится предметом сосредоточения - доминантой, а воспроизводимый материал подвергается соответственному отбору, анализу и последовательному синтезу на основе выработанного ранее в этом отношении опыта.
Как упомянуто выше, для всякого творчества необходима та или иная степень одарённости и соответственное воспитание, создающее навыки к работе. Последнее развивает склонность в сторону выявления природных дарований, благодаря чему, в конце концов, возникает почти непреодолимое стремление или тяга к творческой деятельности. Непосредственным же определителем её задач является окружающая среда в форме данной природы, материальной культуры и социальной обстановки, последней - в особенности.
Вот вкратце самая общая схема, с точки зрения рефлексологии творческой деятельности, которая заслуживала бы более подробного рассмотрения, если бы к этому было достаточно времени и места».
Бехтерев В.М., О творчестве с рефлексологической точки зрения / Грузенберг С.О., Гений и творчество: основы теории и психологии творчества, М., «Красанд», 2010 г., с. 232-233.