Психологические эффекты, техники работы. В ряде случаев эти эффекты могут иметь отношение и к творческой деятельности…
ФилософияОтдельные философские парадигмы, метафоры и идеи…
X
Психологические эффекты, техники работы. В ряде случаев эти эффекты могут иметь отношение и к творческой деятельности…
ФилософияОтдельные философские парадигмы, метафоры и идеи…
X
«В V в. до н. э. греческие мыслители попытались примирить теории Парменида и Гераклита. Для того чтобы сгладить различия между идеями неизменяемого Бытия (Парменид) и вечного становления (Гераклит), они выдвинули тезис о том, что Бытие проявляется в определённых неизменных веществах, которые, соединяясь и разъединяясь, порождают все изменения в этом мире.
Это привело к возникновению понятия атома, описанного в трудах Левкиппа и Демокрита, - мельчайшей неделимой единицы материи.
Греческие атомисты провели чёткую разграничительную линию между духом и материей, считая, что материя состоит из некоторого количества «основополагающих строительных кирпичиков» - абсолютно пассивных и по природе своей неживых частиц, движущихся в пустоте. Причина их движения не объяснялась, но обычно ассоциировалась с внешними силами, которые, как считалось, носят идеальный, духовный характер и не имеют ничего общего с материей. В последующие века эта схема стала важнейшим элементом западного мышления, породив дуализм разума и вещества, души и тела.
По мере того как укоренялась идея о разделении духа и материи, философы больше интересовались духовным, чем материальным миром, уделяя основное внимание человеческой душе и проблемам этики. Эти вопросы занимали западных мыслителей более двух тысяч лет, начиная с расцвета греческой науки и культуры в V-VI вв. до н. э.
Научные представления древних были систематизированы Аристотелем; он создал модель Вселенной, использовавшуюся западной наукой на протяжении последующих двух тысяч лет. Однако сам Аристотель считал, что изучение человеческой души и созерцание величия Бога гораздо важнее изучения материального мира. Именно недостаточный интерес к материальному миру и нерушимое господство христианства, на протяжении средних веков поддерживавшего доктрину Аристотеля, обусловили тот факт, что аристотелевская модель Вселенной так долго не оспаривалась.
Развитие науки на Западе возобновилось в эпоху Возрождения, когда влияние Аристотеля и церкви стало ослабевать и вновь возник интерес к природе. В конце XV века впервые началось истинно научное изучение природы путём экспериментальной проверки умозрительных гипотез. Сочетаясь с ростом интереса к математике, это привело к строгому математическому формулированию истинно научных теорий, основанных на экспериментальных данных.
Отцом современной науки является Галилей, впервые объединивший математику и эксперимент.
Рождению современной науки предшествовало признание полного разграничения материи и духа; это произошло в XVII веке благодаря трудам Рене Декарта, в основе мировоззрения которого лежало фундаментальное разделение природы на две независимые сферы - сознание (res cogitans) и материю (res extensa). В результате картезианского разделения учёные стали рассматривать материю как нечто неживое и полностью отдельное от них самих, а материальный мир - как огромный сложный агрегат, состоящий из множества различных частей.
Такое механистическое воззрение было воспринято и Исааком Ньютоном, который построил на его основе свою механику, ставшую фундаментом классической физики. Со второй половины XVII и до конца XIX века ньютоновская модель Вселенной была наиболее влиятельной».
Фритьоф Капра, Дао физики: общие корни современной физики и восточного мистицизма, М., «София», 2008 г., с. 26-27.