Религиозные воззрения, явно повлиявшие на культурный процесс…
Отрицательное восприятие новогоОтрицательное / негативное восприятие нового
X
Религиозные воззрения, явно повлиявшие на культурный процесс…
Отрицательное восприятие новогоОтрицательное / негативное восприятие нового
X
Николас Эймерик в своём Руководстве по инквизиции / Directorium Inquisitorum детально изложил порядок выявления и допроса еретиков и ведьм.
К еретическим поступкам и взглядам относились:
1) Хулители религии и виновные в ложных понятиях о могуществе Бога, всё равно, говорили ли они это в пьяном или трезвом виде.
2) Все, занимавшиеся чародейством и гаданием, особенно те, которые употребляли при волхвовании священные предметы и вещества, например святую воду и елей.
3) Всякий отлучённый, не искавший примирения с церковью.
4) Укрыватели и заступники еретиков.
5) Лица, сопротивлявшиеся постановлениям инквизиции.
6) Города, правители и короли, защищавшие еретиков.
7) Власти, не отменявшие в стране или городе постановлений, несогласных с законами инквизиции.
8) Адвокаты, нотариусы и юристы, защищавшие еретиков (это правило применялось по усмотрению, и только в самую раннюю эпоху первой и второй инквизиции).
9) Всякий, отказавшийся от присяги, которую требовала инквизиция.
10) Всякий, умерший в открытом или предполагаемом еретичестве.
11) Иудеи или мавры, склонявшие христиан к отступничеству.
12) Всякий, прикосновенный к ереси словом, делом или сочинением.
13) Все преступления против нравственности, незаконное сожительство, содомия и пр.
Всё это рушилось на головы главным образом тех, у кого не было покровителей, чтобы остановить карающую руку, и на людей, заведомо ненавистных инквизиторам. Располагавшие влиянием ускользали от правосудия трибунала даже в том случае, когда их преступления были известны всему свету. Сами члены трибунала часто были повинны по инструкции Эймерика, и Вольтер вовсе не инсинуировал, когда изображал великого инквизитора любовником прекрасной Кинегунды совместно с богатым евреем.
Лишь в редких случаях, при вопиющем нарушении законов и под непобедимым давлением общества, инквизиторы попадали под следствие, но, как увидим далее, их наказание имело скорее характер попустительства.
Иное положение было у людей без покровителей и заранее преданных на усмотрение инквизиции. По мере того как подвигался процесс, масса этих арестованных постепенно распадалась на категории: легко подозрительных (levi), сильно подозрительных (vehementi), обращённых (reconciliati), упорных (obstinati) и оправданных.
Впрочем, оправданные почти всегда считались подозрительными. Им выдавалось разрешение ad cautelam, т, е. как подозреваемым в ереси, и горе было этим лицам, если они опять попадали в руки инквизиции. Рецидивистам (relaps) не было прощения. Каждый обвиненный и сознавшийся мог просить примирения с церковью. Степень наказания в таком случае уменьшалась, смотря по времени признания и по важности преступления. В период первой инквизиции примирение с церковью совершалось торжественно - в храме и в присутствии народа. В назначенный день перед обедней обвиненный в ереси ставился на амвон с открытой головой и со свечой в руках. Начиналось богослужение. После чтения Евангелия инквизитор произносил речь против ереси, затем осужденный на покаяние перед крестом и Евангелием произносил отречение от своих заблуждений и, если мог, подписывал этот акт и получал разрешительную грамоту».
Барро М., Торквемада: Великий инквизитор: его жизнь и деятельность в связи с историей инквизиции / Ян Гус. Мартин Лютер. Жан Кальвин. Торквемада. Лойола: Биографические очерки (переиздание биографической библиотеки Ф.Ф. Павленкова), М., «Республика», 1995 г., с. 292-293.