Создание научной школы
Функционирование научной школыФункционирование научной школы
X
Создание научной школы
Функционирование научной школыФункционирование научной школы
X
Пифагор, переехав в город Кротон – в греческую колонию на юге Италии (современное название города - Кротоне), начал проповедовать своё учение. Число последователей постепенно росло.
«… Пифагор учредил практически-религиозный институт (церковь) для обеспечения загробного блаженства душ. Цель пифагорейского союза - спасение души; оно достигается «пифагорейским образом жизни». Мы уже ознакомились, в чём состоял этот образ жизни.
Однако пифагореизм не занимал бы в истории духовной культуры высокого места, если бы деятельность его ограничилась насаждением примитивных суеверных обрядов. В реставрации последних выразился вообще консервативный дух Пифагора с его превознесением всего древнего. Но Пифагор внёс и этическую струю в свой религиозный институт. Смотря на земную жизнь, как на путь к очищению души, он облагораживает средства очищения. Не только точное соблюдение обрядов и правил воздержания, но и серьёзная музыка аполлоновской лиры ведет душу к освобождению от телесных оков. Точно так же нравственное совершенствование и бескорыстное занятие наукой служат средствами очищения души. Самое учение о воздаянии по смерти приобретает этический характер. Вводится понятие о справедливости, как о воздаянии равным за равное. Что душа сделала другим в прежней своей жизни, то самое должна она испытать на себе в следующем новом воплощении. Соответственно тому, как была проведена прежняя жизнь, совершается новое воплощение. […]
Какой же этический идеал вырос на почве пифагореизма? Подчинение индивида целому, уважение к традиционным обычаям, почитание богов, родителей, начальства, наставников и старших, умение подчиняться, самообладание, строгое отношение к своим обязанностям, доходящая до самопожертвования верность по отношении к друзьям, физическая выносливость, отвращение к чувственным наслаждениям, простота в одежде, умеренность в пище, а равным образом стремление к одухотворению жизни (к науке и искусству) и к гармоническому развитию физических и духовных сил - вот из каких элементов состоял идеал совершенного пифагорейца. Для осуществления этого идеала пифагореизм воздвиг целую педагогическую систему».
Маковельский А.О., Досократики: доэлеатовский и элеатовский периоды, Минск, «Харвест», 1999 г., с.138-139.
Cо временем братство пиафгорейцев разраслось, насчитывало – по некоторым данным – до 300 участников и стало влиятельной политической силой в городе, что, в свою очередь, породило массовые недовольства граждан и привело к разгрому школы…