Николай Кузанский в трактате «Об учёном незнании» изложил учение о «свёртывании и развертывании» (complicatio et explicatio). Или: мир есть некое «развёртывание» (explicatio) Бога, в котором изначально «свёрнуто всё».
Процитируем, для начала, геометрическую иллюстрацию этого учения:
«…всякая многоугольная фигура своим простейшим первоэлементом имеет треугольник, то есть минимальную многоугольную фигуру, меньше которой не может быть. Но доказано, что простой минимум совпадает с максимумом. Треугольник занимает тем самым в ряду многоугольников такое же положение, какое единое занимает в числовом ряду: как всякое число разрешается в единство, так многоугольник разрешается в треугольник. Поэтому максимальный треугольник, с которым совпадает минимальный, свёртывает в себе все многоугольные фигуры; максимальный треугольник относится ко всякому многоугольнику, как максимальное единство относится ко всякому числу. Наоборот, четырёхугольная фигура не минимальна, что очевидно, поскольку треугольник меньше её; значит, простейшему максимуму, который может совпасть только с минимумом, четырёхугольник, всегда составный и потому больший минимума, подходить никак не может. Больше того, «быть максимумом» и «быть четырехугольником» заключает в себе противоречие: такой максимум не мог бы быть точной мерой треугольников, потому что всегда превосходил бы их, а какой же он максимум, если он не мера всего? Да и как может быть максимумом то, что возникает из чего-то другого, составно и, следовательно, конечно?»
А вот более абстрактное утверждение автора учения:
«…возможен только один максимум всех максимумов, причём максимум есть то, чему не может быть противоположностей, так что и минимум есть максимум, то ясно, что бесконечное единство есть свернутость (complicatio) всего. Да единство ведь и значит, что оно соединяет всё. В максимальном единстве свёрнуто не только число, как в единице, но всё вообще: как в развёртывающем единицу числе нет ничего, кроме этой единицы, так во всём существующем мы не находим ничего, кроме максимума. […] В едином Боге свёрнуто всё, поскольку всё в нем; и он развёртывает всё, поскольку он во всём».
Бессмысленно пытаться точно определить Бога, ибо: «Бог во всём и всё в Боге».