Августин написал свой самый объёмный труд: «О Граде Божьем / De civitate Dei в 413-427 годах - через несколько лет после взятия Рима германскими варварами. Августин бывал в Риме ранее и, по свидетельству его биографов, это произвело на него большое впечатление...
В труде он противопоставляет два «града»: светское государство - царство зла и греха (прототипом которого был Рим) и государство Божие…
«Августин был едва ли не первым мыслителем, который ввел в философию понятие прогресса, то есть постепенного развития от простого к сложному. Причем прогресс в его понимании был неразрывно связан с постепенным осуществлением воли Божией. Развитие человечества происходит путём постепенного раскрытия божественного откровения. Поначалу Господь открывается интимно одному человеку - Аврааму, потом - в Законе Моисея - явно целому народу (евреям) и, наконец, в Новом Завете - вочеловечившись - всему человечеству».
Рыжов К.В., Рыжова Е.В., 100 великих пророков и вероучителей, М., «Вече», 2006 г., с. 239.