Выявленные приёмы, инварианты, эвристики, статагеммы решения творческих задач…
Функциональный подходФункциональный подход
Язык и семиотикаОткрытия в области языкознания, лингвистики и т.п.
X
Выявленные приёмы, инварианты, эвристики, статагеммы решения творческих задач…
Функциональный подходФункциональный подход
Язык и семиотикаОткрытия в области языкознания, лингвистики и т.п.
X
«Довольно удобна с прикладной, практической точки зрения, 12-частная структура, описанная американским исследователем мировой мифологии Джозефом Кэмпбеллом в его книге «Тысячеликий герой» (другой перевод: «Герой с тысячью лиц»).
Он выявил, что все герои мировых мифов, легенд и сказаний проходят через архетипическое «Путешествие Героя» - повторяют некий мономиф, цикл, состоящий из 12 основных фаз. Схематически их можно представить, как круг или часовой циферблат.
Путешествие начинается и заканчивается в обычном мире героя. Но проходит оно в незнакомом, необычном мире - иначе какое же это путешествие! Напути героя происходят ключевые события - на схеме это каждый час циферблата.
1) «Статус-кво», момент начала путешествия, непреодолимый зов приключений. Герой принимает «таинственное послание», приглашение, вызов. Так или иначе, он вынужден отправиться в странствия.
2) «Содействие». Герою требуется помощь или подсказка, напутствие в его путешествии от кого-то более мудрого.
3) «Отбытие». Герой выходит за пределы своего привычного, до сих пор более-менее безопасного мира. Он вступает в особый, необычный для него мир, и приключения начинаются.
4) «Первое испытание». Быть героем непросто. Приходится решать загадки, спасаться от ловушек, приготовленных недругами и судьбой, вступать в схватки с врагами или чудовищами.
5) «Приближение», время встретить самое трудное испытание.
6) «Кризис», самый «тёмный час» для героя. На нашем циферблате это самая нижняя точка и одновременно середина путешествия по необычному миру. Герой находится на грани жизни и смерти, он может даже погибнуть, чтобы возродиться. В одних жанрах это происходит буквально, в других, более реалистических жанрах, это психологическая смерть и последующее за ней постепенное моральное возрождение.
7) «Сокровище» («награда»). За свои заслуги герой получает сокровище, особое признание или новые силы и способности, о которых он ранее сам и не подозревал.
8) «Результат». В разных историях результаты могут быть разными. Либо чудовище (враг) склоняется перед героем, либо преследует героя, спешно покидающего особый, необычный мир.
9) «Возвращение» героя в его обычный мир.
10) «Новая жизнь». Путешествие изменило героя. Он перерос себя прежнего, стал иначе смотреть на привычные вещи, своё окружение, на прошлые цели и желания.
11) «Развязна». Все запутанные сюжетные линии распутываются. Всё ранее непонятное объясняется.
12) Снова «статус-кво» героя, но на уровень выше. Теперь для героя всё будет иначе.
Многие популярные книги и фильмы очень точно следуют этой древней, архетипической схеме. Так, например, американский режиссёр Джордж Лукас создавал свою вселенную «Звёздных войн» (1977 г.) с её богатой мифологией именно с книжкой Кэмпбелла перед глазами. Лукас - один из ярых поклонников 12-частной структуры».
Котов Д.А., От видеоролика к Оскару. Фильммейкинг на миллион, М., «Аст», 2019 г., с. 49-52.
36 драматических ситуаций по Жоржу Польти.
Функции волшебной сказки по В.Я. Проппу.